Пеньково VS Заречная улица

Принято сравнивать два мощных кинохита эпохи Оттепели – «Весну на Заречной улице» (1956) и «Дело было в Пенькове» (1957). Мол, в обеих кинокартинах умная и привлекательная девушка воспламеняет простого парня, и он становится лучше. На деле эти два сюжета – антагонисты. Заречная улица VS Пеньково. Я не просто так упоминаю географию. Нет-нет, это не о том, что Заречная улица – это украинское Запорожье, а Пеньково – Россия. Играет роль город VS деревня.

Что нормально для парня с комбината Запорожсталь, невозможно для сельского мужика. У городских (даже в первом поколении) значительно менялись представления о роли женщины в социуме. Для рабочего Савченко, даже если он когда-то приехал из деревни, всё иное и нет никаких жёстко-патриархальных идеалов. Для Матвея Морозова жена – это всегда та, что за_мужем.

Тоня Глечикова, хотя сама имеет корни в Пеньково, уже принадлежит к городскому слою – шутка ли, отучиться в Ленинграде, а это в некотором смысле круче Москвы. То есть Эрмитаж и прочие «брега Невы», Летний сад, куда воспитатель водил Евгения нашего Онегина. Безусловно, Тоня привлекает Матвея и он, будучи резким-дерзким, в любой момент мог бы отказаться от свадьбы с Ларисой.

Это же не старые времена, когда крестьяне (и дворяне с королями!) женились по соображениям, далёким от любви и привязанности. Тем не менее, он держится за привычную и – нормальную схему. Лариса, хоть и своенравна, как все балованные красавицы, но помнит, что она – за_мужем и особо перечить не смеет. Просто кочевряжится.

И Матвей (если Лариса начнёт качать права) может влепить ей затрещину, которая будет воспринята, как должное. Это не только в России. По всему миру. Сельский мир – жёсток (не жесток, а именно — жёсткий). Можно ли представить, что Матвей подымет руку на Тоню? Или скажет ей: «Не ходи туда-то». Она усмехнётся и эстетически-выверенно пошлёт его …в дальние дали.

Став её мужем, он обратился бы в посмешище для самого себя. Тоня слушаться его не будет, то есть уничтожит его «самость» и, если грубее – мужскую состоятельность (в широком смысле этого понятия). У городского Саши Савченко с Запорожстали – другие приоритеты, он не собирается быть «над» учительницей Таней Левченко…

Он подтягивается к ней, чтобы встать вровень, а она, в свою очередь, начинает видеть в нём «повелителя металла». Она полюбила, когда увидела Сашу на работе, как ни пафосно это звучит. В городе многое меняется, нивелируется. Женщина — ещё и товарищ. На селе — вряд ли. Так что никогда бы Матвей не женился на Тоне, даже если был бы вообще свободен от обязательств.