«Не может быть!» — комедия, которую можно пересматривать бесконечно

Считается, что фильм «Не может быть!» 1975 года как бы подводит черту под золотым периодом творчества Леонида Гайдая. Уровень качества картин, снятых позднее, всё-таки уже чуть ниже.

«Не может быть!» состоит из трёх новелл, из трёх отдельных историй. И подобная структура имеет немало преимуществ (недаром сам Гайдай прибегал к ней дважды — лента «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» построена примерно так же). Это придаёт действию особую динамику и искромётность. Плотность шуток и гэгов здесь и вправду весьма высока. И надо признать, что в этих шутках нет никакой пошлости, они изящные и очень смешные.

Все три новеллы основаны на произведениях Михаила Зощенко. Это подлинный классик, и читать его тексты — само по себе огромное удовольствие. А когда они переносятся на экран таким мастером, как Гайдай, получается шедевр. Мало того, режиссёру удалось в этом фильме собрать целую плеяду звёзд тех лет — Георгий Вицин, Леонид Куравлёв, Савелий Крамаров, Валентина Теличкина, Наталья Селезнёва, Михаил Кокшенов, Вячеслав Невинный… Есть мнение, что актёров такого масштаба сейчас уже и не сыщешь. И в этом есть доля правды.

Как ни крути, в те времена никаких спецэффектов не было, и актёрам приходилось всё вытягивать исключительно на своём таланте…

Изображение со страницы https://www.culture.ru/events/995450/pokaz-filma-ne-mozhet-byt

Впрочем, не только игра актёров превращает «Не может быть!» в кино, которое хочется пересматривать по многу раз. Ещё одна причина притягательности этой и многих других советских лент заключается, пожалуй, в скрупулёзном, тщательном подходе к каждой реплике и каждому жесту. В СССР фильмы делались с любовью. И в этом ключевое отличие от современного кинематографа, где конвейерное производство — частая история.

И даже когда советские киноделы допускают ляпы, к ним не хочется сильно придираться. В описываемом фильме подобные ляпы тоже есть. Так, допустим, в первой новелле («Преступление и наказание») следователь, к которому приходит Горбушкин (его играет Михаил Пуговкин), одет в одежду из 1970-х.

Почему комедия в принципе называется «Не может быть!»? Потому что она, по сути, представляет собой сборник невероятных, нелепых и абсурдных ситуаций, связанных с супружескими отношениями. Ситуаций, которые сами по себе вызывают улыбку (опять же — спасибо Зощенко). Особенно это справедливо для второй и третьей новеллы.

В новелле «Забавное приключение» показан запутанный любовный шестиугольник — три женщины, трое мужчин. В концовке все шестеро оказываются за одним столом и пытаются найти решение, которое бы всех устроило. Но это не так-то легко — ведь каждый преследует свой интерес и в не готов ухудшать свои жилищные условия…

У третьей новеллы («Свадебное происшествие») тоже довольно весёлый сюжет. Главный герой (его зовут Володька) приходит на собственную свадьбу, и вдруг понимает, что он не в состоянии узнать невесту. Ведь он провстречался с ней всего четыре дня и видел её только в уличных условиях, в зимней одежде. В итоге он принимает невесту за её маму…

Безусловно, в «Не может быть!» высмеиваются людские пороки, однако делается это очень мягко. Говоря иначе, здесь царит особая, очень добрая атмосфера. Даже отрицательные герои тут по-своему смешны и обаятельны. Вспомните хотя бы хитрого и ушлого персонажа Невинного из первой новеллы. Смотреть на то, как он ловко распродаёт имущество сестры, включая даже картины («Да тут одних сухих берёзовых дров кубометров сорок!») — безумно интересно. А ещё именно этот персонаж поёт здесь культовую песню про то, что губит людей не пиво… И уж точно ни у кого не повернётся язык назвать его жестоким или бесчеловечным.

В общем, «Не может быть!» — это филигранная комедия, которая способна любого зрителя перенести в спокойное, беззаботное, хорошее время (да, проблемы тогда были, но и позитивного тоже было очень много). В страну, которой, увы, уже не существует…

Источник