«Курьер» — кого здесь очень жалко?

Молодёжную драму «Курьер» (1986), героям которой уже далеко за 50, будут обсуждать ещё очень долго, ибо в ней показано общество на сломе эпох, когда непонятно, о чём надо мечтать – а тема мечты в этом повествовании всплывает постоянно.

В этой ленте есть персонаж – далеко не главный, однако, важный – это мать Ивана Мирошникова, преподавательница в ПТУ, профессионально-техническом училище, где, кстати, учится друг Ивана – Базин, мечтающий, как вы помните, о зимнем пальто.

Кадр из фильма «Курьер» (1986). Скриншот.

Вот эту Лидию Алексеевну жалко более всех. Она даже в ранне-перестроечных реалиях смотрится, как белая ворона. Что же дальше-то будет? Мир вокруг неё рушится со стремительностью карточного домика – муж свалил к молодой профурсетке (она в 99 из 100 бросит его через пару лет, когда вернутся из Африки).

Молодёжь сделалась циничной, а родной сын …он типичен для своего круга и поколения. Хамит, как дышит и, разумеется, не только ей — всем. Где хамит? Сказал, что правильно отец её бросил, ибо она кого угодно доведёт. Впрочем, Ваня любит свою мать. И да – жалеет.

Она мало, что понимает в современной обстановке – просто хлопает глазами. Или – плачет. Или – пытается читать Ивану стихи, точнее – сонет Шекспира: «По чёрточкам морщин в стекле правдивом / Мы все ведём своим утратам счёт…» И вспоминает, как трижды поступала на актёрский… Лидия Алексеевна прожила не ту жизнь, какую хотела.

Да, актёрство – это сложный хлеб, но это для Мирошниковой – нереализованная линия бытия. Она рассказывает, как на праздничном вечере, в коллективе она читала стихи Андрея Вознесенского. И… «овации… море цветов…». Дальше — какое-то красивое враньё о мужчинах, что хотели проводить, но она пошла домой одна.

Кстати, моря цветов тоже не наблюдалось – мать Ивана пришла не только одна, но и без тех мифических букетов. Хорошие ли духи «Мадам Роша»? Ой, сынок, замечательные, сынок, дорогие только. Для неё эти парфюмы – только имена на этикетах, ибо «Мадам Роша» — нечто из другой реальности.

Эффектная женщина, Мирошникова страдает от брошенности и одиночества. Кто ей подарит парфюм? А купить самой на преподавательскую зарплату? Баловство же. И — снова никаких цветов и оваций. И никто не хочет проводить домой.

…Все остальные герои в эпоху перемен худо-бедно сориентируются, а кому-то новые горизонты покажутся и вовсе заманчивыми. Допустим, Катин папаша с его патетикой с «Вопросами познания» очень быстро «переобуется» и начнёт с ещё большим пафосом трещать о важности ускорения-гласности-открытости-дружбы с США и так далее.

А что же наша Мирошникова? Будет ужасаться там, где уже невозможно удивиться. Для неё всё будет катастрофическим открытием – и фильмы про бандитов, и конкурсы красоты, и рэкет, и перестрелки на улицах. «Как же так?!» и «Куда мы катимся?» Печальный удел идеалистки.

Источник