«Городской романс». Наш ответ «Мужчине и женщине». Последние всплески «советской новой волны» и лучший фильм Петра Тодоровского

Если вспоминать фильмы кинорежиссера Петра Ефимовича Тодоровского, то первыми многие назовут «Любимую женщину механика Гаврилова» или «Военно-полевой роман».

Про «Интердевочку» — это конъюнктурное недоразумение в творчестве Тодоровского, этакую глянцевую «чернуху», зрительский ажиотаж к которой в свое время был вызван ожиданием зрителя посмотреть «клубничку» из жизни отечественных проституток, что он уже видел в видеосалонах, упоминать не будем. Жизни отечественных проституток Тодоровский не знал, также, как и живут наши бывшие проститутки в Швеции. Поэтому кроме недоразумения ничего и не могло получиться.

Но самым успешным фильмом Тодоровского у зрителей были не эти два, вышеназванных, фильма, а снятый на 10 лет раньше «Городской романс», вышедший на экраны в 1971 г. Ни до, ни после, ни один фильм Тодоровского, (про фильм о проститутках молчим), не получал такого зрительского интереса.

Камерную мелодраму из жизни врача-рентгенолога московской районной поликлиники Жени и учащейся московского педучилища Маши посмотрело в первый год, в 1971 г., более 26 млн. зрителей.

Результат, конечно, для советского проката не самый рекордный, скорее средний, но для Тодоровского самый успешный.

И фильм, а уже прошло более 50 лет, не устаревает, а делается только лучше.

Снят он на переломе эпох, 60-е «оттепельные» уходили, приходили 70-е «застойный». Последние всплески т.н. «советской новой волны» — прекращает снимать Хуциев, уходит в запои Шпаликов, еще по одному фильм снимут Муратова, Шепитько, уедет Калик, сажают Параджанова, Тарковский уходит в фантастику.

И вот на этом фоне выходит «Городской романс» одесского режиссера Петра Тодоровского, который никогда по разряду «шестидесятников» из «советской новой волны»не числился, особыми режиссерскими достижениями не отмечен. Хотя «Городской романс» — это его уже четвертый фильм.

А получился у него «наш ответ» знаменитой лелушевской «Мужчине и женщине». Жаль без продолжения, как у Лелуша. О «Мужчине и женщине» у нас тут

Сам Клод Лелуш тоже, как один из режиссеров «французской новой волны», не квалифицирован. Лелуш — это Лелуш. Абсолютно самостоятельная вселенная — сочетание стилистики «новой волны с ее бессюжетностью, длинными, безмолвными планами, закадровым текстом и простым, понятным, близким простому зрителю содержанием. Настоящее, профессиональное коммерческое кино. То что смотрит простой зритель, но не посылают на фестивали.

И вот «Городской романс». Фильм примечательный во многих отношениях. Такое настоящее европейское кино. Творческое подражание на высоком уровне именно Клоду Лелушу.

В этом фильме появляется новый советский киногерой — Евгений Киндинов. Это его третье появление на экране и самое заметное. Такое заметное, что до конца 70-х он стал главным романтическим героем советского кино.

На смену героико-романтическому Олегу Стриженову и брутально-обяательному Герогию Юматову — героям «ландриновых» фильмов 50-х годов, и совершенно непонятному, то ли играет, или не играет вовсе, а просто над нами придуривается, Кеше Смоктуновскому из «оттепельных» 60-х, пришел самый настоящий голливудский типаж.

Вот он выходит из темного рентгенологического кабинета на яркий свет божий. Кругом русские, выше головы, сугробы, легкий морозец, а он форсит по-западному, без зимней шапки, в темных очках, как какой-нибудь Роберт Редфорд. Женя, уши ведь отморозишь, но лопни, но держи фасон.

 Если вспоминать фильмы кинорежиссера Петра Ефимовича Тодоровского, то первыми многие назовут "Любимую женщину механика Гаврилова" или "Военно-полевой роман".

А когда он очки снимет, вообще — «смерть мухам». Настоящий мужчина.

 Если вспоминать фильмы кинорежиссера Петра Ефимовича Тодоровского, то первыми многие назовут "Любимую женщину механика Гаврилова" или "Военно-полевой роман".-2

Это Евгений Арсеньевич Никитин, врач-рентгенолог районной поликлиники, около 30 лет. Холост, имеет однокомнатную квартиру с мотоциклом. Душа компании, любимец женщин. Как врач популярен среди жителей своего района, особенно среди женщин, каждый второй житель района с ним здоровается на улице, интересуется ЕГО здоровьем. А еще он занимается наукой, собирается писать диссертацию.

И такое счастье и богатство никто их женской половины человечества не смог до сих пор прибрать к своим шаловливым ручкам.

Второе открытие фильма — это непрофессиональная актриса, студентка ленинградского «мухинского», художественно-промышленного училища Маша Леонидова. Если исполнитель главной мужской роли в этом фильме никому не известная голливудская суперзвезда, то и женскую главную роль тоже должна играть звезда. И перед нами типаж несравненной Бриджит Бардо, обаятельнейший «женщина-ребенок». С наивнейшими и нежнейшими глазищами в поллица, пухленькими детскими губками.

«Девушка вам не нужен щенок, зовут Жека, ищем для него хорошие руки»,- обращается Женя-врач к девчушке, которую увидел в сапожной мастерской и побежал за ней босиком по снегу. Да за ним любая босиком побежит. А он за какой-то девчонкой рванул.

 Если вспоминать фильмы кинорежиссера Петра Ефимовича Тодоровского, то первыми многие назовут "Любимую женщину механика Гаврилова" или "Военно-полевой роман".-3

«Щенок? Я бы взяла. А это он или она?» — «Это я «.

 Если вспоминать фильмы кинорежиссера Петра Ефимовича Тодоровского, то первыми многие назовут "Любимую женщину механика Гаврилова" или "Военно-полевой роман".-4

Это Маша Савельева, на 10 лет младше Жени, уроженка провинциального Можайска, учится в одном из московских педучилищ.

Любовь с первого взгляда. У обоих.

И обоюдная симпатия режиссера к исполнительнице и исполнительницы к режиссеру. Вот такие крупные планы актрисы можно делать только, мягко говоря, из большой симпатии.

 Если вспоминать фильмы кинорежиссера Петра Ефимовича Тодоровского, то первыми многие назовут "Любимую женщину механика Гаврилова" или "Военно-полевой роман".-5
 Если вспоминать фильмы кинорежиссера Петра Ефимовича Тодоровского, то первыми многие назовут "Любимую женщину механика Гаврилова" или "Военно-полевой роман".-5-2
 Если вспоминать фильмы кинорежиссера Петра Ефимовича Тодоровского, то первыми многие назовут "Любимую женщину механика Гаврилова" или "Военно-полевой роман".-5-3

Или вот такой.

 Если вспоминать фильмы кинорежиссера Петра Ефимовича Тодоровского, то первыми многие назовут "Любимую женщину механика Гаврилова" или "Военно-полевой роман".-6

И кто скажет, что Маша Леонидова не Бриджит Бардо в молодости.

 Если вспоминать фильмы кинорежиссера Петра Ефимовича Тодоровского, то первыми многие назовут "Любимую женщину механика Гаврилова" или "Военно-полевой роман".-7

Необычайно удачное соединение двух молодых исполнителей, давшее совершенно волшебный результат.

А ведь первоначально планировались совершенно другие актеры на исполнение главных ролей. Киндинов пробовался, но не прошел. Утвержден был Виталий Соломин. Вот такой он был бы в фильме.

 Если вспоминать фильмы кинорежиссера Петра Ефимовича Тодоровского, то первыми многие назовут "Любимую женщину механика Гаврилова" или "Военно-полевой роман".-8

А на роль Маши первоначально Тодоровский выбрал Ирину Короткову. Она снималась тогда в Одессе у Геннадия Полоки в пародийном шпионском ретро-боевике «Один из нас». Играла пособницу немецких шпионов Зиночку, секретаршу директора оборонного завода. Вот она вместе с Георгием Юматовым в этом фильме

Полока посоветовал Кротковой сходить на пробы к Тодоровскому. Петру Ефимовичу она понравилась, и он предложил ей главную роль. Но затем в Ленинграде-городе ассистентка Тодоровского встретила на улице Машу Леонидову. И Короткова лишилась главной роли. Но Тодоровский, по-честному, предложил Ирине сыграть подружку главной героини — Любу. Он специально дописал для нее эту роль — старосты группы, активистки и общественницы.

Вот героиня Коротковой строит глазки Киндинову, во время знакомства дома у Жени и Маши.

 Если вспоминать фильмы кинорежиссера Петра Ефимовича Тодоровского, то первыми многие назовут "Любимую женщину механика Гаврилова" или "Военно-полевой роман".-10

Вторую подругу, Валю, играет Ольга Сошникова. Сошникову почему-то всегда ассоциируют с гестаповкой Барбарой, что мучила нашу радистку Кэт в «17 мгновениях». Но, по моему, ее лучшая роль в фильме «Неподсуден», где она играет юную почтальоншу, ставшую женой Стриженова.

Валя серьезная и умная. Вот она интересуется у друга Жени, тоже врача Кости, как он смотрит на влияние эпидемии гриппа на экономику страны.

 Если вспоминать фильмы кинорежиссера Петра Ефимовича Тодоровского, то первыми многие назовут "Любимую женщину механика Гаврилова" или "Военно-полевой роман".-11

Остались, таким образом, Соломин и Леонидова. В свое время маме Маши Леонидовой Виталий Соломин очень понравился в фильме «Женщины», и она сказала дочери:»Вот бы тебя такого в мужья». Мать она сердцем чует. Так и вышло.

Но на четвертый съемочный день Тодоровский снял Соломина с роли. Как-то актер сразу стал сильно ухаживать за своей партнершей. И Тодоровский посчитал, что это может помешать съемкам. Ну, так считается. И был вызван Киндинов. Соломин лишился роли, но женился на Маше Леонидовой.

И появление Евгения Арсеньевича Киндинова, актер полный тезка с героем фильма по имени отчеству, так же как и Маша Леонидова полная тезка своей героини Марии Антоновны по имени и отчеству, на наш взгляд пошло только на пользу картине.

Киндинов мягче, пластичнее, обаятельнее Соломина. Вряд ли бы к холодноватому, сдержанному и в то же время немного суетливому Соломину на второй же день знакомства прибежал бы «навеки поселиться» неземной эльф Маша Савельева.

Все в стилистике все той же «новой волны». Как будто прямо в гущу жизни поместили скрытую камеру, и она фиксирует в поэтико-документальной манере историю героев фильма. Просто жизнь, без строгого сюжета, как она есть, со всеми неожиданными поворотами.

Жизнь, где в Центральном Доме литераторов проводятся литературные встречи с читательской массой на тему «Герои ХХ века». Маленькая детсадовка Аня закадровым голосом Клары Румяновой спрашивает отца:»А что значит герои хэ-хэ века?».

 Если вспоминать фильмы кинорежиссера Петра Ефимовича Тодоровского, то первыми многие назовут "Любимую женщину механика Гаврилова" или "Военно-полевой роман".-12

А вот, к примеру, какой ассортимент колбасных изделий был в советском гастрономе на ул. Шверника в Москве в марте 1970 г.

 Если вспоминать фильмы кинорежиссера Петра Ефимовича Тодоровского, то первыми многие назовут "Любимую женщину механика Гаврилова" или "Военно-полевой роман".-13

А в кафе в пятницу вечером не пробиться. Надо часок постоять на морозе. Но у доктора Жени здесь блат. Зав. производством, его бывшая пациентка, запускает его с Машей со служебного хода. А играет в кафе местный музыкальный ансамбль аранжированный под ритмический танец украинский хит «Черемшина» или в качестве медляка шлягер другой советской республики, Грузии, знаменитое «Тбилисо».

А вот стандартный набор для ужина и последующего завтрака холостяка. В сетке-авоське колбаса вареная за два двадцать, батон, пачка чая грузинского, молоко в «пирамидке», кефир в бутылке и пачка «рафинада». Все в пределах пары рублей.

 Если вспоминать фильмы кинорежиссера Петра Ефимовича Тодоровского, то первыми многие назовут "Любимую женщину механика Гаврилова" или "Военно-полевой роман".-14

Но это все документалистика. А где же поэтика, и вообще про мужчину и женщину? А в следующей части.

Источник