Если вспоминать фильмы кинорежиссера Петра Ефимовича Тодоровского, то первыми многие назовут «Любимую женщину механика Гаврилова» или «Военно-полевой роман».
Про «Интердевочку» — это конъюнктурное недоразумение в творчестве Тодоровского, этакую глянцевую «чернуху», зрительский ажиотаж к которой в свое время был вызван ожиданием зрителя посмотреть «клубничку» из жизни отечественных проституток, что он уже видел в видеосалонах, упоминать не будем. Жизни отечественных проституток Тодоровский не знал, также, как и живут наши бывшие проститутки в Швеции. Поэтому кроме недоразумения ничего и не могло получиться.
Но самым успешным фильмом Тодоровского у зрителей были не эти два, вышеназванных, фильма, а снятый на 10 лет раньше «Городской романс», вышедший на экраны в 1971 г. Ни до, ни после, ни один фильм Тодоровского, (про фильм о проститутках молчим), не получал такого зрительского интереса.
Камерную мелодраму из жизни врача-рентгенолога московской районной поликлиники Жени и учащейся московского педучилища Маши посмотрело в первый год, в 1971 г., более 26 млн. зрителей.
Результат, конечно, для советского проката не самый рекордный, скорее средний, но для Тодоровского самый успешный.
И фильм, а уже прошло более 50 лет, не устаревает, а делается только лучше.
Снят он на переломе эпох, 60-е «оттепельные» уходили, приходили 70-е «застойный». Последние всплески т.н. «советской новой волны» — прекращает снимать Хуциев, уходит в запои Шпаликов, еще по одному фильм снимут Муратова, Шепитько, уедет Калик, сажают Параджанова, Тарковский уходит в фантастику.
И вот на этом фоне выходит «Городской романс» одесского режиссера Петра Тодоровского, который никогда по разряду «шестидесятников» из «советской новой волны»не числился, особыми режиссерскими достижениями не отмечен. Хотя «Городской романс» — это его уже четвертый фильм.
А получился у него «наш ответ» знаменитой лелушевской «Мужчине и женщине». Жаль без продолжения, как у Лелуша. О «Мужчине и женщине» у нас тут
Сам Клод Лелуш тоже, как один из режиссеров «французской новой волны», не квалифицирован. Лелуш — это Лелуш. Абсолютно самостоятельная вселенная — сочетание стилистики «новой волны с ее бессюжетностью, длинными, безмолвными планами, закадровым текстом и простым, понятным, близким простому зрителю содержанием. Настоящее, профессиональное коммерческое кино. То что смотрит простой зритель, но не посылают на фестивали.
И вот «Городской романс». Фильм примечательный во многих отношениях. Такое настоящее европейское кино. Творческое подражание на высоком уровне именно Клоду Лелушу.
В этом фильме появляется новый советский киногерой — Евгений Киндинов. Это его третье появление на экране и самое заметное. Такое заметное, что до конца 70-х он стал главным романтическим героем советского кино.
На смену героико-романтическому Олегу Стриженову и брутально-обяательному Герогию Юматову — героям «ландриновых» фильмов 50-х годов, и совершенно непонятному, то ли играет, или не играет вовсе, а просто над нами придуривается, Кеше Смоктуновскому из «оттепельных» 60-х, пришел самый настоящий голливудский типаж.
Вот он выходит из темного рентгенологического кабинета на яркий свет божий. Кругом русские, выше головы, сугробы, легкий морозец, а он форсит по-западному, без зимней шапки, в темных очках, как какой-нибудь Роберт Редфорд. Женя, уши ведь отморозишь, но лопни, но держи фасон.
А когда он очки снимет, вообще — «смерть мухам». Настоящий мужчина.
Это Евгений Арсеньевич Никитин, врач-рентгенолог районной поликлиники, около 30 лет. Холост, имеет однокомнатную квартиру с мотоциклом. Душа компании, любимец женщин. Как врач популярен среди жителей своего района, особенно среди женщин, каждый второй житель района с ним здоровается на улице, интересуется ЕГО здоровьем. А еще он занимается наукой, собирается писать диссертацию.
И такое счастье и богатство никто их женской половины человечества не смог до сих пор прибрать к своим шаловливым ручкам.
Второе открытие фильма — это непрофессиональная актриса, студентка ленинградского «мухинского», художественно-промышленного училища Маша Леонидова. Если исполнитель главной мужской роли в этом фильме никому не известная голливудская суперзвезда, то и женскую главную роль тоже должна играть звезда. И перед нами типаж несравненной Бриджит Бардо, обаятельнейший «женщина-ребенок». С наивнейшими и нежнейшими глазищами в поллица, пухленькими детскими губками.
«Девушка вам не нужен щенок, зовут Жека, ищем для него хорошие руки»,- обращается Женя-врач к девчушке, которую увидел в сапожной мастерской и побежал за ней босиком по снегу. Да за ним любая босиком побежит. А он за какой-то девчонкой рванул.
«Щенок? Я бы взяла. А это он или она?» — «Это я «.
Это Маша Савельева, на 10 лет младше Жени, уроженка провинциального Можайска, учится в одном из московских педучилищ.
Любовь с первого взгляда. У обоих.
И обоюдная симпатия режиссера к исполнительнице и исполнительницы к режиссеру. Вот такие крупные планы актрисы можно делать только, мягко говоря, из большой симпатии.
Или вот такой.
И кто скажет, что Маша Леонидова не Бриджит Бардо в молодости.
Необычайно удачное соединение двух молодых исполнителей, давшее совершенно волшебный результат.
А ведь первоначально планировались совершенно другие актеры на исполнение главных ролей. Киндинов пробовался, но не прошел. Утвержден был Виталий Соломин. Вот такой он был бы в фильме.
А на роль Маши первоначально Тодоровский выбрал Ирину Короткову. Она снималась тогда в Одессе у Геннадия Полоки в пародийном шпионском ретро-боевике «Один из нас». Играла пособницу немецких шпионов Зиночку, секретаршу директора оборонного завода. Вот она вместе с Георгием Юматовым в этом фильме
Полока посоветовал Кротковой сходить на пробы к Тодоровскому. Петру Ефимовичу она понравилась, и он предложил ей главную роль. Но затем в Ленинграде-городе ассистентка Тодоровского встретила на улице Машу Леонидову. И Короткова лишилась главной роли. Но Тодоровский, по-честному, предложил Ирине сыграть подружку главной героини — Любу. Он специально дописал для нее эту роль — старосты группы, активистки и общественницы.
Вот героиня Коротковой строит глазки Киндинову, во время знакомства дома у Жени и Маши.
Вторую подругу, Валю, играет Ольга Сошникова. Сошникову почему-то всегда ассоциируют с гестаповкой Барбарой, что мучила нашу радистку Кэт в «17 мгновениях». Но, по моему, ее лучшая роль в фильме «Неподсуден», где она играет юную почтальоншу, ставшую женой Стриженова.
Валя серьезная и умная. Вот она интересуется у друга Жени, тоже врача Кости, как он смотрит на влияние эпидемии гриппа на экономику страны.
Остались, таким образом, Соломин и Леонидова. В свое время маме Маши Леонидовой Виталий Соломин очень понравился в фильме «Женщины», и она сказала дочери:»Вот бы тебя такого в мужья». Мать она сердцем чует. Так и вышло.
Но на четвертый съемочный день Тодоровский снял Соломина с роли. Как-то актер сразу стал сильно ухаживать за своей партнершей. И Тодоровский посчитал, что это может помешать съемкам. Ну, так считается. И был вызван Киндинов. Соломин лишился роли, но женился на Маше Леонидовой.
И появление Евгения Арсеньевича Киндинова, актер полный тезка с героем фильма по имени отчеству, так же как и Маша Леонидова полная тезка своей героини Марии Антоновны по имени и отчеству, на наш взгляд пошло только на пользу картине.
Киндинов мягче, пластичнее, обаятельнее Соломина. Вряд ли бы к холодноватому, сдержанному и в то же время немного суетливому Соломину на второй же день знакомства прибежал бы «навеки поселиться» неземной эльф Маша Савельева.
Все в стилистике все той же «новой волны». Как будто прямо в гущу жизни поместили скрытую камеру, и она фиксирует в поэтико-документальной манере историю героев фильма. Просто жизнь, без строгого сюжета, как она есть, со всеми неожиданными поворотами.
Жизнь, где в Центральном Доме литераторов проводятся литературные встречи с читательской массой на тему «Герои ХХ века». Маленькая детсадовка Аня закадровым голосом Клары Румяновой спрашивает отца:»А что значит герои хэ-хэ века?».
А вот, к примеру, какой ассортимент колбасных изделий был в советском гастрономе на ул. Шверника в Москве в марте 1970 г.
А в кафе в пятницу вечером не пробиться. Надо часок постоять на морозе. Но у доктора Жени здесь блат. Зав. производством, его бывшая пациентка, запускает его с Машей со служебного хода. А играет в кафе местный музыкальный ансамбль аранжированный под ритмический танец украинский хит «Черемшина» или в качестве медляка шлягер другой советской республики, Грузии, знаменитое «Тбилисо».
А вот стандартный набор для ужина и последующего завтрака холостяка. В сетке-авоське колбаса вареная за два двадцать, батон, пачка чая грузинского, молоко в «пирамидке», кефир в бутылке и пачка «рафинада». Все в пределах пары рублей.
Но это все документалистика. А где же поэтика, и вообще про мужчину и женщину? А в следующей части.