«Жизнь прекрасна» (СССР-Италия, 1979), «В клешнях черного рака» (СССР, 1976): «за» и «против»

В клешнях черного рака. СССР, 1976. Режиссер Александр Лейманис. Сценаристы: Александр Лейманис, Янис Анерауд. Актеры: Лилита Озолиня, Улдис Думпис, Улдис Ваздикс, Гунарс Цилинский, Байба Индриксоне, Эдуардс Павулс, Валентинс Скулме и др. 16,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Александр Лейманис (1913–1990) поставил всего восемь фильмов, но более половины из них («Армия Трясогузки», «Армия Трясогузки снова в бою», «Слуги дьявола», «Слуги дьявола на чертовой мельнице», «В клешнях черного рака»), естественно, относящихся к развлекательным жанрам, в итоге попала в список тысячи самых кассовых советских фильмов.

XVII век. Лифляндия. Борьба за Власть…

Если о предыдущих работах Александра Лейманиса, особенно о картинах «Армия Трясогузки» и «Армия Трясогузки снова в бою», советская пресса писала довольно много, то слабую в художественном отношении приключенческую ленту «В клешнях черного рака» кинокритики старались обойти стороной.

Практически не вспоминают о ней и нынешние зрители…

Киновед Александр Федоров

Жизнь прекрасна. СССР-Италия, 1979. Режиссер Григорий Чухрай. Сценаристы: Аугусто Каминито, Григорий Чухрай, Джанфранко Клеричи, Джованни Фаго. Актеры: Джанкарло Джаннини, Орнелла Мути, Регимантас Адомайтис, Юозас Будрайтис, Евгений Лебедев, Стефано Мадия, Отар Коберидзе и др. 16,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Знаменитый режиссер Григорий Чухрай (1921–2001) за свою долгую жизнь поставил всего шесть полнометражных игровых фильмов, и все они («Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо», «Жили–были старик со старухой», «Трясина», «Жизнь прекрасна») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

Действие фильма «Жизнь прекрасна» происходит в неназванной стране, в которой царит диктатура.

Роль бывшего летчика, а теперь водителя такси Антонио играет итальянский актер Джанкарло Джанини. Он создает достоверный, хотя в общем-то традиционный образ человека, который хочет остаться в стороне от борьбы.

Но известно, что в огне брода нет – жизнь в конце концов заставляет сделать выбор. И Джаннини показывает сложный путь, каким его герой приходит к борьбе с диктатурой. Но жизнь – не только борьба, но и любовь. Дуэт Антонио и его возлюбленной Марии (Орнела Мути) лиричен и нежен.

Эта картина не стала заметной вехой в творчестве создателя «Баллады о солдате», хотя актеры играли хорошо, делая все возможное, чтобы несколько схематичные образы подпольщиков наполнились дыханием жизни.

В фильме Чухрая можно без труда выделить две разные по жанру части. Первая половина фильма сделана в духе итальянского политического кино 1970-х и тяготеет к драме, вторая – побег Антонио из крепости – снята в полном соответствии с законами приключенческого жанра.

Однако, сравнивая картину «Жизнь прекрасна» с такими знаменитыми образцами политического кино как «Признание комиссара полиции прокурору республики» Дамиано Дамиани или «Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений» Элио Петри, нельзя утверждать, что произошло значительное углубление в развитии темы. Григорий Чухрай, скорее, лишь продолжил поиски в уже известном русле.

Этот фильм до сих пор вспоминают зрители:

«Интересный фильм о человеке, который живя в тоталитарном государстве, полюбив девушку-подпольщицу, первоначально пытается остаться над схваткой. … Джанкарло Джаннини хорошо передает колебания своего героя. … Орнелле Мути свой образ девушки-подпольщицы не удалось сделать таким же глубоким и емким, каким стал образ водителя Антонио. А вот Р. Адомайтису удалось великолепно сыграть следователя, (он просто купается в этой роли)» (А. Гребенкин).

«Получила огромное удовольствие… Сюжет очень захватывающий, до конца не было никаких версий, чем же закончится фильм. … Д. Джаннини и Р. Адомайтис просто прекрасные. О. Мути играет как всегда ровно и хорошо» (Новикова).

«Замечательный, теплый, атмосферный фильм с прекрасной актерской работой. Мне всегда импонируют фильмы с идейной канвой, когда свобода человека, порядочность ставится на ступень выше материального. Когда человеческие поступки продиктованы нравственным ориентиром, а не алчностью. А какая красавица О. Мути. Какая трогательная история любви и доверия» (Добрава).

Источник