«Узники Бомона» (СССР, 1971), «Гибель Чёрного консула» (СССР, 1971), «И на камнях растут деревья» (СССР–Норвегия, 1985): «за» и «против»

И на камнях растут деревья. СССР–Норвегия, 1985. Режиссеры Станислав Ростоцкий, Кнут Андерсен. Сценаристы: Станислав Ростоцкий, Александр Александров, Геннадий Шумский (по повести Юрия Вронского «Необычайные приключения Кукши из Домовичей»). Актеры: Александр Тимошкин, Петронелла Баркер, Тор Стокке, Торгейр Фоннлид, Михаил Глузский, Валентина Титова и др. 19,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Станислав Ростоцкий (1922–2001) – один из фаворитов советских зрителей. Из одиннадцати его полнометражных игровых фильмов восемь («А зори здесь тихие…», «Доживем до понедельника», «Дело было в Пенькове», «На семи ветрах», «Земля и люди», «Эскадрон гусар летучих», «Белый Бим – Черное ухо», «И на камнях растут деревья») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

Эта совместная советско–норвежская постановка, рассказывающая приключенческую историю времен викингов, пользовалась по сравнению с большинством других фильмов С. Ростоцкого меньшим успехом. Быть может, из–за того, что Станислав Ростоцкий не смог найти общего языка со своим норвежским сопостановщиком – Кнутом Андерсеном (1931–2019).

В 1990–х годах мне довелось побывать в Норвегии и встретиться с режиссером Кнутом Андерсеном, который довольно подробно рассказал мне о съемках фильма «И на камнях растут деревья», подчеркивая при этом, что по причине творческих расхождений у него постоянно возникали острые конфликтные ситуации со Станиславом Ростоцким. Кнут Андерсен был убежден, что картина вышла недостаточно зрелищной именно из–за того, что С. Ростоцкий не прислушивался к его советам и трактовкам сценарного материала.

Советская кинокритика отнеслась к фильму «И на камнях растут деревья» добродушно. Весьма позитивно оценил его кинокритик Андрей Зоркий (1935–2006)

Столь же комплиментарен был и кинокритик Николай Савицкий, отметивший, что «картине свойственны свободное дыхание, определенная независимость от жанровых канонов, естественность драматургических ходов» (Савицкий, 1985: 9).

В любом случае работа Станислава Ростоцкого над фильмом «И на камнях растут деревья» говорит о том, что был готов экспериментировать и после своих знаменитых психологических драм на современном материале обратиться к приключенческой тематике на материале далекого прошлого.

Мнения нынешних зрителей об этом фильме существенно расходятся:

«Замечательная приключенческая сага для всех возрастов. Великолепные боевые сцены, скупая, но такая привлекательная скандинавская природа, отличная игра актеров. … И этот фильм – один из лучших образцов отечественного историко–приключенческого жанра. (Сергей).

«Действительно, замечательный костюмный исторический фильм. Для любителей варяжской темы, я считаю, вообще, просто подарок! Когда этот фильм вышел на экраны, я училась в старших классах, и он «сподвигнул» почти весь наш класс на изучение истории викингов. Помню, как мы все тогда были помешаны на этой теме! Учительница истории была в восторге («вот, какие молодцы, ребятки!»)! :)) Раздобыли где–то словарь древненорвежского языка, изучали язык, обычаи, богов, заучивали наизусть саги и даже имена викингов» (В. Никитченко).

«Не понравился абсолютно. Сплошная грубость, грязь, пошлость, ругательства, человек во всей его ничтожности. Банальный сюжет. Некрасивая музыка и угнетающая атмосфера севера» (Цветок Зла).

Киновед Александр Федоров

И на камнях растут деревья. СССР–Норвегия, 1985. Режиссеры Станислав Ростоцкий, Кнут Андерсен.-2

Гибель Чёрного консула. СССР, 1971. Режиссер Камиль Ярматов. Сценаристы Михаил Мелкумов, Камил Ярматов. Актеры: Шукур Бурханов, Шухрат Иргашев, Роман Хомятов, Закир Мухамеджанов, Юрий Дедович и др. 19,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Камиль Ярматов (1903–1978) поставил 16 полнометражных игровых фильмов, из которых в тысячу самых кассовых советских кинолент вошли только две историко–революционных драмы о событиях в Средней Азии в начале 1920–х – «Гибель Чёрного консула» и «Буря над Азией».

1920 год, Туркестан… Эмир Бухары хочет удержать свою власть, хотя понимает, что революционеры уже строят свои заговоры…

Зрители до сих пор не забыли этот остросюжетный фильм:

«Помню как пацанами выстаивали очереди у касс кинотеатров и практически не пропускали ни одного сеанса, пока в городе шел показ фильма. Несмотря на ярко выраженную «политическую и идеологическую» окраску, значение этих фильмов в деле воспитания подрастающего поколения отрицать невозможно, они учили верности, отваге и готовности к самопожертвованию, если хотите» (Р. Ахматзянов).

«Крушение эмирата» при всей идеологической ограниченности сделано лучше – там выбрана определённая тональность (в сущности, сказка), которая чётко выдерживается на протяжении всего фильма, а здесь вроде как всерьёз, но местами не в меру пафосно» (А.К.).

Киновед Александр Федоров

И на камнях растут деревья. СССР–Норвегия, 1985. Режиссеры Станислав Ростоцкий, Кнут Андерсен.-3

Узники Бомона. СССР, 1971. Режиссер Юрий Лысенко. Сценаристы Юрий Лысенко, Жорж Журибеда. Актеры: Михаил Голубович, Ольга Лысенко, Борис Кудрявцев, Юрий Дубровин, Эдуард Бредун, Лесь Сердюк, Игорь Дмитриев и др. 19,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Юрий Лысенко (1910–1994) поставил девять полнометражных игровых фильмов, два из которых («Гроза над полями» и «Узники Бомона») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Киновед Иван Корниенко (1910–1975) в своей монографии об украинском кино писал: «Горячие споры вызвал фильм Ю. Лысенко «Узники Бомона» (1971) —о подвиге советских людей в годы второй мировой войны. Фабула фильма построена на биографии героя Французского Сопротивления Василия Порика, украинца по национальности. Главной целью режиссера было раскрыть психологию подвига, показать, что корни героизма Порика уходят в глубокую почву — в социалистический строй, воспитавший человека новой формации. В «Узниках Бомона» немало удач. Во многом чувствуется крепкий режиссерский профессионализм. Хорошо играют актеры. Но впечатление снижается тем, что многое в картине передано весьма и весьма приблизительно. Франция, где происходит действие фильма, на экране воссоздана крайне неубедительно. Всё это не дало возможности нарисовать фигуру центрального героя во весь рост, сузило рамки психологического анализа» (Корниенко, 1975; 215–216).

Мнения нынешних зрителей об «Узниках Бомона», как это часто бывает, разделены на «за» и «против»:

«За»: «Только что впервые посмотрела этот фильм. Нахожусь под сильным впечатлением – потрясающе! Игра актеров отличная, особенно Михаила Голубовича» (Елена).

«Против»: «Весь фильм не оставляло ощущения чего–то искусственного… Вполне верю , что факт документальный , но как показано!?!? В данном случае, увы, мне ближе позиция критики. … В итоге ощущение небрежности во всём. К просмотру не рекомендую. Особенно молодым» (Саздинец).

Источник