Почему Пуговкин в сцене с царем снялся с тростью. Рассказываю о нескольких загадках «Ивана Васильевича»

«Иван Васильевич» стал лидером советского кинопроката 1973 года. Кинорежиссер Карп Савельевич Якин встретился с царем Иоанном Васильевичем на квартире у Шурика. Судя по всему, Якин — один из видных деятелей столичного кинематографа. Режиссер на короткой ноге со многими известными актерами того времени. А вы задумывались, почему же, увидя царя Иоанна, Карп Савельевич упомянул именно Сергея Бондарчука, Юрия Никулина и Иннокентия Смоктуновского? Давайте попробуем разобраться.

Проще всего с Никулиным. Не секрет, что после успеха «Бриллиантовой руки» Гайдай писал сценарий «Ивана Васильевича» именно под Юрия Владимировича. Однако, Никулин играть отказался. То ли его из цирка не отпустили, то ли он думал, что фильм положат на полку. Упоминание имения Никулина — своеобразный «реверанс» от Гайдая в сторону своего любимого артиста. Между прочим, согласитесь, что Юрий Владимирович достаточно сильно напоминает царя, каким того реконструировал по черепу знаменитый антрополог Михаил Герасимов?

Кроме Никулина, режиссер Якин называет Сергея Бондарчука. И уж конечно не потому, что девять лет спустя Бондарчук сыграл Бориса Годунова в фильме собственного производства. В СССР были актеры, которых приглашали сниматься самые знаменитые отечественные режиссеры. Вячеслав Тихонов, Евгений Евстигнеев, Юрий Яковлев, Евгений Леонов. А были и такие, которых не приглашал почти никто.

Вот вы видели Бондарчука в эпохальных фильмах Гайдая, Рязанова, Данелии, Станислава Ростоцкого, Бориса Дурова? Нет. А так как попасть на экран очень хотелось, Бондарчук сам стал кинорежиссером и принялся снимать себя сам. Многие мои читатели, первый раз видя на экране «Войну и мир», удивлялись, а что это 50-летний дядька так странно себя ведет? И уже потом узнавали что ему, оказывается, 18 лет. В отличие от Бондарчука, Гайдай конечно же понимал, что такое кастинг и кому можно или нельзя доверить главную роль в фильме. Скорее всего, именно поэтому фамилия Сергея Федоровича появилась в «Иване Васильевиче». Он, мол, и 18-летний Безухов, и 50-летний царь Иоанн. Добавлю, что при неограниченных киновозможностях у Бондарчука всего около 40 ролей. А у супер-талантливого и востребованного Куравлева, например, 250.

Что же касается, Смоктуновского, думается, Гайдай вложил его фамилию в уста кинорежиссера Якина по двум причинам. Во-первых, Смоктуновский действительно был гением перевоплощения. Во-вторых (и главное), Иннокентий Михайлович как раз в то время играл царя Федора Иоанновича, болезненного сына Ивана Грозного в трагедии по пьесе А.К. Толстого на сцене Малого театра в Москве. И еще одно очень важное наблюдение. Вот вы можете, например, представить себе, чтобы Якин принял царя Ивана за Михаила Светина или Льва Дурова? Конечно же нет. Оба актера довольно маленького роста (153 и 161 сантиметр). Между тем, рост Сергея Бондарчука и Иннокентия Смоктуновского — 184 сантиметра, а Юрия Никулина 179 сантиметров. То есть вся троица лишь ненамного ниже Юрия Яковлева (1,87 метра), сыгравшего царя.

И теперь к кинорежиссеру Якину. Как вы прекрасно знаете, фильм Леонида Гайдая поставлен по пьесе Михаила Афанасьевича Булгакова. Выдающийся писатель в своих произведениях любил «поддеть» кого-нибудь из современников. Например, прототипом Берлиоза был критик Леонид Авербах, Ивана Бездомного — поэт Демьян Бедный, а Латунского — Осаф Литовский. Не исключением стал и кинорежиссер Якин. В середине 1930-х годов в Москве Иван Пырьев приступил к экранизации гоголевских «Мертвых душ». Композитором был выбран Дмитрий Шостакович, а одним из соавторов сценария… Михаил Афанасьевич Булгаков. Однако, ничего не вышло. В «Правде» появилась статья, где намекалось, что вместе того, чтобы ставить разные произведения из «гнилого прошлого», лучше посвятить время отражению на экране великой советской социалистической действительности. После этого съемки Гоголя были свернуты, Булгакову дали от ворот поворот, а писатель зло изобразил Пырьева в своей пьесе под именем режиссера Якина.

Через пару десятилетий Пырьев стал всесильным хозяином Мосфильма. Его уважали, но и недолюбливали. К 1973 году Ивана Александровича не было в живых уже почти пять лет, и он никак не мог наложить вето на выпуск «Ивана Васильевича» на экраны. И Гайдай показал Пырьева таким, каким его знал. Не просто так Якин с Зиной едут на машине, принадлежавшей Пырьеву. Карп Савельевич закладывает ногу на ногу так же, как это делал Пырьев. В «Иване Васильевиче» намекается также и на повышенный интерес Ивана Александровича к прекрасному полу и покровительство хорошеньким актрисам.

И, наконец, та самая трость. Дело в том, что Иван Пырьев практически всегда ходил с тростью.

Кинорежиссер Якин — блестящая сатира на самодовольного и напыщенного Пырьева. Знал ли Гайдай, что отразил на экране замысел великого Булгакова, пусть и спустя 40 лет? Трудно сказать, а вот мы с вами можем быть в этом вполне уверенными…