Почему «Мужики!..» стал одним из лидеров проката в год выпуска?

Социальная драма с лаконичным и живым названием «Мужики!..» (1982) сделалась не только одним из лидеров проката, слегка пододвинув французские комедии, типа «Укола зонтиком» (1980) с Пьером Ришаром, но и лучшим фильмом года по опросу журнала «Советский экран».

Почему вдруг? Никакого шика и нуль экшена. Ни тебе супер-драк в стиле «Пиратов XX века» (1979) и вдруг – полные залы и даже очереди по выходным. Причём, ломились не только женщины — а сюжет во многом дамский, душещипательный, но и, собственно, мужики.

Кадр из фильма «Мужики!..» (1982). Скриншот.

Кадр из фильма «Мужики!..» (1982). Скриншот.

Почему же тот нехитрый сюжет вырвался вперёд, затмив очень многое, даже более интересное? А всё потому, что это фильм …о мужиках, точнее – о мужике. Не о рефлексирующем интеллигенте с гитарой, который никак не может выбрать «…женщину, религию, дорогу», как пелось в одной бардовской песне.

Не о крутых Айвенго или Д`Артаньянах, что жили давно и принадлежали к «иным социальным пластам», как сказала бы Раисс Захаррна, и, хотя, они были давно приватизированы советским агитпропом, но существовали в мечтах и романах, а не рядом с нами.

Кадр из фильма «Мужики!..» (1982). Скриншот.

И да, не о бригадирах, перевыполняющих план и с МХАТовской интонацией поучающих молодёжь. Всё вышеперечисленное – прекрасно. Однако в 1970-х – начала 1980-х обществу не хватало именно образа мужика, не каратиста, не следователя МУРа и не аристократа из школьной программы.

А такого, что в нашей повседневности — в соседнем подъезде, например. Персонаж фильма Искры Бабич (очень мало сняла, но и «Мужиков» хватит, чтобы она осталась в истории кино) – Паша Зубов (Александр Михайлов) отнюдь не идеален.

Кадр из фильма «Мужики!..» (1982). Скриншот.

Кадр из фильма «Мужики!..» (1982). Скриншот.

И даже… не слишком-то умён. Когда-то, поверив лжи, бросил любящую невесту и рванул на севера,в город Никель,где работает шахтёром и – отлично зарабатывает. У него есть coжительница – холёная работница торговли, да и вообще, с виду Зубов не положителен.

Тогда любили критиковать 1) уезжающих «за длинным рублём» в районы Крайнего Севера (а что, надо лишь за романтикой?!) и 2) живущих внe бpaка, да ещё и с дамочками из сферы обслуживания.

Кадр из фильма «Мужики!..» (1982). Скриншот.

Кадр из фильма «Мужики!..» (1982). Скриншот.

Вместе с тем, Зубов – тот, кто принимает решения и спасает. Настоящий. Другие, хорошие, с печатью ЗАГСа в паспорте, умненькие – виляют, а этот – нет. Круто меняет свою отлаженную и весьма «упакованную» бытность и рвёт со своей красоткой, что отказалась разделить его ношу.

Нам годами транслировали, что отпрыски нужны только матери, а мужчины… Ну, да. Им бы уйти в горы или в науку. Или к молодой возлюбленной, читающей стихи Беллы Ахмадуллиной. В лучшем случае, будут такими же неумелыми отцами, как Толик Новосельцев с его хулиганами.

Кадр из фильма «Мужики!..» (1982). Скриншот.

Кадр из фильма «Мужики!..» (1982). Скриншот.

А здесь внезапно явился Мужик, для которого дети, в том числе – чужие, оказались важнее всего, и он им строгий ментор, любящий защитник, опора. Интересно явлен и антипод Мужика – спившийся Интеллигент (гениальная игра Анатолия Солоницына).

Вот этих было навалом и в моём окружении – неудачники с претензиями (у моей подруги детства был такой же папа-оформитель, мечтавший о славе импрессиониста и, наверное, поэтому пивший до зелёных чертей).

Кадр из фильма «Мужики!..» (1982). Скриншот.

Кадр из фильма «Мужики!..» (1982). Скриншот.

Да, помните эпизодического художника из «Влюблён по собственному желанию» (1982)? Ровно такой же и в «Мужиках», но тут явлена трагедия подобных недо-гениев, их несовпадение с миром и – падение в пропасть. Затем нам показывают целую компанию правильных мужиков, северных, суровых, работящих, но – весёлых и общительных.

Желаемый хэппи-энд имеется – безо всяких «открытых» по моде финалов, где персонажи смотрят вдаль в поисках надежды. Стёпка начал говорить и это самое главное. То, ради чего…! И первое его слово: «Мужики!» — то ли крик о помощи, то ли констатация.

Кадр из фильма «Мужики!..» (1982). Скриншот.

Кадр из фильма «Мужики!..» (1982). Скриншот.

Единственное, что смущало тогда и смущает теперь – это лексикон деревенских жителей. Не говорили так в сёлах 1970-х годов, да и раньше, полагаю, тоже: «Ты казни, да не до смерти» и «Кабы всё вернуть, да сызнова!» Я всё ждала: «Ой, ты, гой еси, добрый молодец!» и прочие «Паки, паки, иже херувимы…

…Вельми понеже. Весьма вами благодарен», как у режиссёра Якина при общении с царём. Заносчивые комментарии в духе: «А вам, что надо с матом и прибаутками?» — мимо. Нет, в большинстве кинофильмов о деревне была обычная речь. Но этот сценарный минус можно простить.

Кадр из фильма «Мужики!..» (1982). Скриншот. Кстати, меня удивило появление Афанасия Кочеткова в маленьком эпизоде. Потом выяснилось, что он - муж режиссёра Искры Бабич.

Кадр из фильма «Мужики!..» (1982). Скриншот. Кстати, меня удивило появление Афанасия Кочеткова в маленьком эпизоде. Потом выяснилось, что он — муж режиссёра Искры Бабич.

Источник