Николай Ростов – главный герой романа «Война и мир», выражающий представления Толстого о гармоничном, естественном русском человеке

Нет-нет, не рассказывайте о блестящем князе Андрее Болконском, о высокодуховном Пьере, которые находятся в постоянном поиске – своего предназначения, места в обществе, смысла жизни – если в поиске, то ещё ничего не нашли, а ведь не мальчики уже!

И если быть точным, все герои классической русской литературы ничего не делают, не совершают поступков: Онегин НЕ женится на Татьяне, Печорин НЕ знает, чем занять себя, Базаров НЕ переходит от обличающих фраз к делу (более того, как только начинает делать то, чему учился – а он врач! – сразу заражается и умирает), Борис в «Грозе» НЕ решается увезти влюблённую в него Катерину, Обломов так и НЕ встал с дивана даже для того, чтобы добиться любимой девушки, князь Андрей так и НЕ повёл в победный бой свой полк (и грустная, даже символическая деталь: Болконский будет смертельно ранен не в бою, не в яростной атаке, а когда его полк стоит под обстрелом), да и Пьер так и НЕ станет ни дипломатом, ни кавалергардом, а чем кончатся его попытки создать некое «общество» (читай: декабристское), хорошо известно – бессмысленное стояние на Сенатской площади с возгласами: «Да здравствует конституция!»

И не стоит представлять героя таким «типичным представителем», жиыущим по не им заведённому порядку: армия, служба, семья, поместье — то ли дело Пьер и Андрей!

Но только Николай Ростов исполнит всё, для чего и рождён русский дворянин: любить свою Родину и защищать её с оружием в руках, быть рачительным хозяином, создать семью, воспитать детей!

Н.И. Толстой, отец писателя

Н.И. Толстой, отец писателя

Многие черты отца и детали его биографии Толстой запечатлел в образе его тёзки – графа Николая Ильича Ростова в романе «Война и мир», и это подтверждает важность и особую смысловую нагрузку, ложащуюся на этот образ.
И не случайно Лев Николаевич отдаст так много дорогих писателю, родовых, фамильных, отцовских черт именно этому герою: Николай Ильич Толстой, отец писателя, в возрасте семнадцати лет, несмотря на отчаянное сопротивление семьи, ушел на военную службу и в июне 1812 года был зачислен корнетом в гусарский полк (и это же сделает Николай Ростов).

За проявленную отвагу в сражениях отец была награжден орденом и чином штабс-ротмистра – и точно так же Николай.

И Толстой, и Ростов закончат службу полковниками! После смерти отца в 1820 году Николай Толстой-отец оказался единственным кормильцем, на попечении которого остались мать и сестры. Он перевез их в Москву и, чтобы как-то покрыть многочисленные долги отца, устроился на службу в отделение Московского комендантского управления, и так же точно поступит Ростов – станет служить и примет на себя неожиданно огромные долги отца.

Однако вскоре отец писателя понял, что исправить пошатнувшееся финансовое положение семьи поможет только выгодная женитьба, и его женой стала княжна Мария Николаевна Волконская – и это же имя и отчество будет у жены Николая Ростова, лишь одна буква в фамилии изменится! И главное, брак и отца, и героя романа оказались редкостно удачными!

И точно так же оба, прототип и герой, полностью рассчитаются с отцовскими долгами и значительно упрочат свое материальное положение, начнут хозяйствовать, заботясь о будущем детей.

«Я очень любил своего отца, но не знал ещё, как сильна была эта любовь к нему до тех пор, пока он не умер», – так много лет спустя запишет писатель. В момент смерти отца ему не исполнилось ещё и девяти лет, но он хорошо помнил: «Отец был среднего роста, хорошо сложенный живой сангвиник, с приятным лицом и с всегда грустными глазами», «сангвиническая красная шея», «бодрый быстрый шаг», «бодрый, ласковый голос», «добрые красивые глаза», «грациозные, мужественные движения»…

«Толстой – Простой – Ростов»… Так в черновиках будет подбирать фамилию писатель.

Николай ушёл в армию

Сначала перед нами юноша из хорошей семьи, да, милый, весёлый, романтичный – как он вскочит и произнесёт, весь вспыхнув с решительным и отчаянным видом: «Я убеждён, что русские должны побеждать или умирать!» – и пойдёт Николай в гусары, и будет воевать,

Князь Андрей тоже идёт воевать, объясняя свой поступок Пьеру: «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь — не по мне!» У Николая: надо идти, потому что Россия воюет! У князя Андрея: иду, потому что здесь всё не то, может, там я найду дело?

Николай в первом бою

Николай в первом бою

Николай – мальчишка, в бою первый раз, выбит с лошади, упал, разбил руку, потом увидел: к нему идут, первая мысль – помогут… а они целятся! И он хватает пистолет и с размаха, как камнем, кидает пистолет во французов и убегает!

Потом среди своих он будет вспоминать: «Он начал рассказывать с намерением рассказать все, как оно точно было, но незаметно, невольно и неизбежно для себя перешел в неправду. Не мог он им рассказать так просто, что поехали все рысью, он упал с лошади, свихнул руку и изо всех сил побежал в лес от француза. Рассказать правду очень трудно, и молодые люди редко на это способны. Они ждали рассказа о том, как горел он весь в огне, сам себя не помня, как бурею налетал на каре; как врубался в него, рубил направо и налево; как сабля отведала мяса и как он падал в изнеможении, и тому подобное. И он рассказал им все это».

А потом будет новый бой, и Николай увидит, как нашу пехоту теснят французы, и он вдруг решит: поможем! И он, вовсе не командир, увлекает за собой товарищей, они налетают, гонят французов, выручая своих, и Николай догонит француза, взмахнёт саблей… и вдруг не ударит, а шлёпнет плашмя, увидев перепуганное лицо не врага, а просто человека, почувствовавшего смерть: «И я хорошо помню, как рука моя остановилась, когда я поднял ее».

За этот бой Николай будет награждён

За этот бой Николай будет награждён

Нет, не пацифизм, не «все люди братья», другое – и в крови, в сражении можно остаться человеком, не превратиться в механизм для убийства!

В нём есть главное: он умеет почувствовать, сердцем отозваться! На одной из своих командировок Ростов нашел в разоренной деревне семейство старика-поляка и его дочери с грудным ребенком. Они были раздеты, голодны, без денег… Ростов привез их в свою стоянку, поместил в своей квартире и содержал их. «Товарищ Ростова, разговорившись о женщинах, стал смеяться, говоря, что он всех хитрее, и что ему бы не грех познакомить товарищей с спасенною им хорошенькою полькой. Ростов принял шутку за оскорбление и, вспыхнув, наговорил офицеру таких неприятных вещей, что Денисов с трудом мог удержать обоих от дуэли». И храбрец, рубака Денисов скажет: «Эта ваша Ростовская порода!»

И точно так же Наташа потребует отдать оставленным раненым телеги, на которых увозят из Москвы имущество Ростовых, и отец смахнёт слезу умиления: «Яйца курицу учат… — сквозь счастливые слезы проговорил граф»

А потом Наташа, душой принявшая и простую игру на гитаре дядюшки, подхватит мелодию и вдруг выйдет в танце с платочком, а дальше будет невероятная фраза Толстого про танец Наташи: «Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисья Федоровна, которая тотчас подала ей необходимый для ее дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять всё то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке».

И Толстой добавит, что Николай смотрел на неё, улыбаясь и понимая всё то, что чувствовала и Наташа, и дядюшка, и крестьянка Анисья.

А потом возникнет вопрос: почему писатель не дал Николаю отличиться на Бородинском поле? Николай отправится из полка «за ремонтом», то есть покупать лошадей взамен выбитых войной, и будет невероятно рад этому – боевого офицера с Георгиевским крестом на груди ожидали в тылу самые невероятные приключения, и прежде всего восторг дам! (И нужно отметить, что остающиеся товарищи-офицеры искренне и по-доброму завидуют – повезло! Толстой знал заповедь русского дворянина: «От службы не отпрашивайся, на службу не напрашивайся!»)

Просто Толстому уже не нужно проверять своего героя войной и страхом смерти – он уже выдержал эту проверку!

Княжна Марья

Княжна Марья

Именно здесь, вдали от войны, Николай ещё раз встретит Марью Болконскую, и что-то проскользнёт в их отношениях важное, но потом Толстой разведёт героев, чтобы они позже встретились в трагических обстоятельствах: Николай ждёт нового чина с повышением, он любит и умеет служить, но умер отец, открылись катастрофические долги, и Николаю советуют отказаться от наследства , потому что «долгов было вдвое больше, чем имения», но «Николай в отказе от наследства видел выражение укора священной для него памяти отца и потому не хотел слышать об отказе и принял наследство с обязательством уплаты» – Ростовская порода!

Положение Николая становилось всё хуже и хуже, статская служба давала так мало, что приходилось скрывать от матери приближающуюся бедность, а мать не понимала и не принимала то, что произошло…

А дальше Толстой помогает героям встретиться: княжна Марья «узнала о положении Ростовых и о том, как «сын жертвовал собой для матери». Их разговор мог бы закончиться разрывом – Николай не потерпел бы сочувствия, жалости, но Марья в отчаянии от предстоящего разрыва сделала то, что Толстой посчитал самым естественным для женщины (он терпеть не мог эмансипированных женщин!) – заплакала, ведь рушится счастье! Вот сейчас этот гордец отвернётся, уйдёт, и никогда княжна Марья не сможет высказать Николаю свою любовь!

И у Николая сработал главный порыв мужчин из породы Ростовых: защитить, помочь! А ещё он понял, что Марья не жалеет – любит! И будет счастливая семья.

А князь Болконский скажет Пьеру, раскрывая душу и мысли о любви и семье:

– Никогда, никогда не женись, мой друг; вот тебе мой совет, не женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал все, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь ее ясно, а то ты ошибешься жестоко и непоправимо.

Ведь пылал, когда делал предложение Лизе, а теперь ничего не осталось – скука, привычка… и горькая фраза, открытая Пьеру истина Андрея: «Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла…»

И даже встреча с Наташей, её обаяние, юность, восторженный взгляд – всё это тоже было (прежде, с Лизой), и пусть говорит князь, делясь с Пьером сокровенным:

– Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она, и там все счастье, надежда, свет; другая половина – все, где ее нет, там все уныние и темнота…

Князь Андрей и Наташа

Князь Андрей и Наташа

Кажется, это любовь? Но хитрец Толстой намекнёт, что испытывает князь Андрей: «…едва он обнял этот тонкий, подвижный, трепещущий стан и она зашевелилась так близко от него и улыбнулась так близко от него, вино ее прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим…»

Это не любовь – это страсть, которая захватила его (как когда-то при встрече с Лизой!?)

А Николаю Толстой даст ещё одно, главное счастье: была семья отца и матери, где ему было тепло, сердечно и уютно, где его понимали и принимали (и отец заплатит карточный долг Николая – огромный, про который Николай и сказать сразу не мог – возможно, именно поэтому Николай так безропотно принимает на себя открывшиеся после смерти отца долги).

Теперь Николай создаёт свою собственную семью, строит полную гармонию в отношениях с женой, причём Николай, боевой офицер, отец семейства, твёрдо знает, что он главный во всём, что касается доходов и расходов, и никто, даже жена, не могут вмешиваться в мир денег и урожая, хозяйства и его организации, но во всём, что относится к чувствам, он полностью подчинялся жене, признавая её первенство.

И Толстой вкладывает в его уста невероятную фразу. Когда жена, в очередной раз беременная, стесняется, что он, красавец-мужчина, разлюбит её, потолстевшую, подурневшую, Николай находит способ высказать свои чувства: «Это только Malvina и других любят за то, что они красивы; а жену разве я люблю? Без тебя я как будто пропал и ничего не могу. Ну что, я люблю палец свой? Я не люблю, а попробуй, отрежь его… » Без семьи, без любимой жены его жизнь неполная, ненастоящая! Ростовская порода!

Так складывается образ, который на фоне блестящего князя Андрея и полного духовных, философских поисков Пьера кажется более простым, приземлённым, но которому писатель отводит очень важную функцию: это естественный, гармоничный русский человек, прошедший тяжкие испытания и выдержавший их, чтобы выполнять самое главное назначение человека – любить свою Родину и защищать её с оружием в руках, быть надёжным хозяином, любить свою жену, создать с её помощью и поддержкой семью, воспитать детей, честно прожить свой век!

Источник