51-летний Олег Табаков и 21-летняя Марина Зудина в позабытом советском водевиле. Самое начало их тайного 10-летнего романа. Мэтр и его ученица сыграли на экране отца и дочь, хотя уже не могли скрывать от коллег свои отношения. Но тогдашние зрители и поклонник мастера ничего и не подозревали…
В пятницу вечером 2 января 1987 года по Первой программе ЦТ СССР состоялась премьера водевиля «Путешествие мсье Перришона». Легкая музыкальная комедия с просто потрясающим актерским ансамблем так и не стала любимой у зрителей. И на то есть ряд причин.
Магия кино. На самом деле в жизни Олег Табаков был выше Марины Зудиной. Кадр из фильма
Снятый в 1986 году, специально для телевидения, фильм является экранизацией одноименной пьесы классика французского водевиля XIX века Эжена Лабиша. По другим его произведениям в СССР уже поставили популярную комедию «Соломенная шляпка» с Андреем Мироновым и менее известную, снятую на Киностудии имени Довженко, комедию «Копилка».
Для режиссера Маргариты Микаэлян (1927-2004) это была не первая адаптация литературной классики. Она выпустила фильмы «Красавец-мужчина» и «Вакансия» по А.Н. Островскому и «Пеппи Длинныйчулок» по Астрид Линдгрен. Но снятый в 1986 году «Путешествие месье Перришона» стал последней киноработой талантливой женщины-режиссера.
Сюжет картины нет смысла пересказывать, он прост и понятен, как всегда, в старинных водевилях. Всё, как всегда, крутится вокруг неразделенной любви и человеческих пороков.
Кадр из фильма
Для поклонников отечественного кино, фильм обязателен к просмотру только из-за одного актерского состава. К сожалению, далеко не все любимые артисты способны впечатлить, некоторые, наоборот, разочаруют зрителя.
Прежде чем, мы расскажем об Олеге Табакове и Марине Зудиной, сыгравших мсье и мадемуазель Перришон, несколько слов о других актерах.
Единственный, кто полностью отдает себя зрителю, так это Валентин Гафт. Его страдающий от любви вояка и бретер, майор Матье, самый органичный персонаж в этой квазифранцузской кутерьме.
Татьяна Догилева и Валентин Гафт. Кадр из фильма
Его даму сердца, мотовку и изменщицу красавицу Аниту сыграла Татьяна Догилева. Ее приятно видеть во всех фильмах 80-х и начала 90-х гг.
Из актеров второго плана выделяются двое:
Игорь Скляр в роли одного из двух друзей-соперников, претендентов на руку мадемуазель Перришон. Его герой, поначалу вызывающий восторженное умиление, окажется тщедушным подхалимом и завистником.
Александр Филиппенко со своим фирменными ужимками и кривляньями, которые как нельзя лучше подходят для его персонажа-проходимца.
Александр Филиппенко и Игорь Скляр. Кадр из фильма
Отдельно нужно отметить Татьяну и Екатерину Васильевых, которых некоторые принимают за родных сестер. Татьяна Григорьевна сыграла расчетливую и хладнокровную мадам Перришон, а Екатерина Сергеевна похотливую вдову-миллионершу, второстепенного персонажа.
Обеих дам объединяет не только бальзаковский возраст, но и внезапно нахлынувшие чувства к обоим кавалерам юной мадемуазель Перришон. Да, возрастная замужняя мама и ее дочь на выданье оказываются без ума от одного и того же молодого человека (дебютная роль актера Михаила Зонненштраля, прожившего всего лишь 41 год).
— Он дочке мил, и мне он кстати… — поет героиня Татьяны Васильевой.
Михаил Зонненштраль и Игорь Скляр. Кадр из фильма
Кстати, кроме Марины Зудиной, с курса Табакова дебютировал на экране еще один студент – Александр Мохов, звезда современных третьесортных сериалов. А опытный Авангард Леонтьев, который в ГИТИСе был своего рода «заместителем» мастера и подменял Олега Павловича во время постоянных съемок и репетиций, сыграл помощника мсье Перрришона.
Ну и внимательный зритель разглядит в небольших ролях еще целый ряд узнаваемых лиц: Владимир Носик, Сергей Газаров, Людмила Дмитриева, Вадим Александров.
Марина Зудина и Михаил Зонненштраль. Кадр из фильма
А что же с исполнителями ролей главных героев, отца и дочери?
Явно не на своем месте Олег Табаков, сыгравший богатого и тщеславного торговца каретами мсье Перришона. Даже его фирменная фраза:
— Я не любитель цветистых фраз!
кажется наигранной и вымученной.
Марина Зудина и Олег Табаков. Кадр из фильма
Не знаю почему, но один из лучших советских актеров здесь откровенно халтурит, особенно когда фальшиво картавит на французский манер. Может быть, его голова была забита не своим персонажем, а прелестной Мариной Зудиной. Выпускница актерского факультета ГИТИСа училась на курсе у Олега Павловича Табакова. Во время учебы и начались их отношения.
Тайные встречи продолжались более 10 лет. В своих мемуарах актер и режиссер, указывает, что чувство любви посетило его в ноябре 1983 года. Марине, значит, только исполнилось 18 лет, а сам он отпраздновал 48-летие. В 1994 году Народный артист СССР развелся с женой и матерью двоих общих детей после 35 лет совместной жизни, а через год сыграл свадьбу со своей ученицей.
Интересные пересечения происходят иногда в жизни и в кино. В карьере Табакова были совместные съемки в другом водевиле со своей первой супругой Людмилой Крыловой.
В фильме 1979 года «Ах, водевиль, водевиль…» возрастной герой Олега Павловича сватается к юной девице в исполнении Галины Беляевой, а в итоге делает предложение ее служанке, которую как раз и сыграла жена.
Л. Крылова и О. Табаков. Кадр из фильма «Ах, водевиль, водевиль…»
Несовершеннолетняя Беляева в то время состояла в отношениях с режиссером Эмилем Лотяну, который был старше ее на 25 лет. Ради молодой возлюбленной Эмиль Владимирович окончательно расстался со своей многолетней дамой сердца Светланой Тома.
Олег Табаков пойдет по его пути…
У Марины Зудиной к моменту съемок в «Путешествии мсье Перришона» уже накопился немалый актерский опыт, а вместе с любимым (во всех отношениях) учителем она ранее сыграла в детской сказке «После дождичка в четверг» (1985).
Я нормально отношусь к актрисе, но только не за работу в водевиле. В роли дочери мсье Перришона юная Марина ужасна. Ей тоже не до своей героини.
Марина Зудина. Кадр из фильма
У фильма «Путешествие мсье Перришона» есть одна большая проблема – он просто скучен всю первую половину. Музыкальное сопровождение тоже не спасает. Песен много, но, ни одного запоминающегося шлягера.
И лишь задорная и смешная развязка, с блистательной дуэлью героев Табакова (вот здесь мэтр наконец-то собрался) и Гафта оставит в целом благоприятные впечатления от проходной картины.