Вот тут мне жалко Штирлица

В замечательном и – начисто лишённом исторической правдоподобности фильме «Семнадцать мгновений весны» (1973) есть один момент, когда мне реально жалко Штирлица. Что за момент? Это – сцена в кинотеатре. Начну издалека, а то непонятно. В 6-й серии Штирлиц в шестой раз вымучивает просмотр музыкальной феерии ‘Die Frau meiner Träume’ (1944) — «Женщина моих грёз», больше известной советскому и российскому зрителю, как «Девушка моей мечты».

Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны» (1973). Источник - YouTube.

Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны» (1973). Источник — YouTube.

Глядит с тоской и подкатывающим омерзением, но в этом кинотеатре должна состояться некая встреча. Что же до впечатлений, то они — чудовищны: «Он уже не мог смотреть на Марику Рёкк и слушать эту музыку. Разумеется, такие вещи не принимаются во внимание». Почему жаль Максима Максимыча Исаева? Об этом чуть позже. Для начала расскажу, почему именно этот фильм.

Кадры из фильма ‘Die Frau meiner Träume’ (1944). Источник — https://www.pinterest.ru/

«Женщина моих грёз» была популярной кинокартиной в послевоенном СССР – тогда на советский экран хлынули так называемые «трофейные» ленты, и мюзикл с Марикой Рёкк бил все рекорды посещаемости. Цветной, яркий фильм с красоткой в главной роли – это отвлекало от жестокостей и тягот послевоенного быта. В сериал о Штирлице фрагмент из немецкой кинокартины был вставлен потому, что это – ностальгическая, личная тема самого Юлиана Семёнова. Такое можно смотреть лишь от отчаянья и на безрыбье.

Открытка с кадром из фильма ‘Die Frau meiner Träume’  (1944). Источник - https://www.pinterest.ru/

Открытка с кадром из фильма ‘Die Frau meiner Träume’ (1944). Источник — https://www.pinterest.ru/

Реальный штандартенфюрер, дворянин Макс-Отто фон Штирлиц не пошёл бы пялиться на легкомысленную поделку – а именно так характеризовали культуртреггеры Йозефа Геббельса (министра пропаганды) все фильмы с очаровательной Рёкк. Для совсем примитивных людей ибо. Вообще, на месте Мюллера я бы напряглась, узнав, что интеллектуал, аскет и серьёзный человек, наверняка считающийся знатоком высокого искусства – Штирлиц в который раз бежит в киношку смотреть пустенькую вещицу. Зачем?

Кадр из фильма  ‘Die Frau meiner Träume’  (1944). Скриншот. Источник - YouTube.

Кадр из фильма ‘Die Frau meiner Träume’ (1944). Скриншот. Источник — YouTube.

Говорится, что в этом кинотеатре Штирлиц встречался с дипкурьером, поставлявшим сведения для конторы Шелленберга. Вот Мюллеру, конкурировавшему с Шелленбергом, и надо было проявить смекалку – отследить регулярные походы Максима Максимовича на «Девушку моей мечты» и заодно посмотреть выражение его лица – каменно-равнодушное, с оттенком брезгливости. Стало быть, не ради прекрасных глаз (и ног) Марики он туда бегает.

Кадр из фильма  ‘Die Frau meiner Träume’  (1944). Источник - https://www.pinterest.ru/

Кадр из фильма ‘Die Frau meiner Träume’ (1944). Источник — https://www.pinterest.ru/

Да, почему жалко? Эту киноисторию невозможно смотреть больше одного раза – она неимоверно скучная. Реально интересны там исключительно музыкальные номера – благо, они длинные. В начале и конце повествования — минут по 10. Вот здесь – шик, блеск, роскошь и трюки. А всё, что «посредине» — унылая тягомотина о некоей звезде, сбежавшей от своего продюсера и …случайно полюбившей инженера, который (о, чудо!) как раз ненавидит подобный тип женщин. Плоские шутки, неумные диалоги, как говорится – ни о чём.