В неё влюблялись безоглядно, стоило только зазвучать колдовскому бархатному голосу с хрипотцой.
По ней сходила с ума театральная Москва 60-х-70-х: в театр ходили «на Вилькину», и все, кому хоть раз посчастливилось увидеть её в классических постановках, были потрясены невероятным, мощным, чистым талантом молодой актрисы.
Наталья Вилькина обладала странной внешностью. Невозможно было сказать, красива она или нет, да, в общем, это было и неважно. Она была гармонична «от головы до кончика хвоста» – с характерным, выразительным, умным лицом, статная, немного ироничная, с эдакой роскошной ленцой в голосе и движениях.
Всегда выглядела очень эффектно, и коллеги удивлялись, как ей удаётся сотворить наряды буквально из ничего, а Наташа учила: «Даже если у тебя одна шуба, кинь её на пол и пройдись по ней – пусть все думают, что у тебя их сотня».
Неотразимое женское обаяние – своего рода талант, ничуть не меньший, чем талант актёрский – делало эту женщину совершенно победительной в мужских глазах, и не нашлось бы ни одного представителя мужского пола независимо от возраста, профессии и сословия, который мог устоять перед её необъяснимой и чарующей манкостью.
Вилькиной нравилось быть в центре внимания, и она говорила с неподражаемой иронией: «Я – рыжая на ковре».
«Она была очень красивой женщиной, Наталья Вилькина, всегда очень красивой женщиной, удивительно хороша была в сапогах и кожаных брюках, в платьях и строгих костюмах. Да как бы она ни была одета, как бы она ни была причёсана, и сколько бы она ни спала в эту ночь, всегда оставалась удивительно красивой женщиной».
Владимир Андреев, советский и российский актёр, театральный режиссёр, педагог
Наталья Вилькина появилась на свет в мае 1945-го. Мать, знаменитая на всю Москву врач-гинеколог, в молодости славилась изумительной красотой, и во Втором медицинском институте, где она училась, передавали из уст в уста: «Идите смотреть на Тамарку Бундикову, она красивее, чем Любовь Орлова!»
Отец Михаил Вилькин, хирург, был, по воспоминаниям внучки Алёны Охлупиной, «человеком больших страстей»: любил жизнь, женщин, хороший коньяк и не отказывал себе в привычных удовольствиях даже перенеся очередной инфаркт, поэтому умер рано – в 50 лет.
Несмотря на все предпосылки для продолжения династии врачей, Наташа после школы решила поступать в Щукинское училище. Однако её не взяли: члены приёмной комиссии сочли, что дарования у девушки с избытком, а вот природной привлекательности недостаёт. «Ты талантливая девочка, но не очень красивая. Какие роли будешь играть? Похорошеешь – приходи».
На празднование нового 1963 года в гости к старшему брату Алику пришёл молодой актёр Игорь Охлупин. Увидев Наташу, он влюбился с первого взгляда и вскоре сделал предложение.
Дочь Алёна родилась когда Наташе едва исполнилось девятнадцать. Они всегда были очень близки, Алёна боготворила маму и старалась окружить заботой и вниманием, а Наташа, представляя дочь знакомым, в свойственной ей неподражаемой манере говорила: «Моя сестра». И добавляла: «Старшая».
Вторая попытка поступить в Щукинское увенчалась успехом: на сей раз Наташа решила уделить максимум внимания внешности и предстала перед приёмной комиссией «во всеоружии», нанеся на лицо тонну косметики. Впечатления экзаменаторов оказались диаметрально противоположными: «Девочка, честно говоря, слабовата, но какие потрясающие внешние данные!»
Бракосочетание Натальи Вилькиной и Игоря Охлупина
Вилькина была зачислена на курс знаменитого театрального педагога и режиссёра Леонида Моисеевича Шихматова и училась вместе с Никитой Михалковым, Анастасией Вертинской, Николаем Бурляевым, знаменитой красавицей советского кино Нонной Терентьевой.
Она обожала вечеринки, дружеские посиделки и квартиру, в которой не переводились гости, называла «домом открытых дверей». Лёгкая, обаятельная, компанейская, могла после спектакля засидеться с друзьями и приехать под утро. Пристрастилась к сигаретам и всю жизнь курила очень много: тушила одну сигарету и тут же прикуривала следующую.
Игорь Охлупин – застенчивый, очень домашний, обожавший жену – ревновал, беспокоился, вспыхивал как спичка, а в гневе был страшен, и в молодой семье то и дело бушевали бури и сверкали молнии.
Тем временем Вилькина окончила училище и была принята в труппу Центрального академического театра Советской армии. Её Соню из пьесы Чехова «Дядя Ваня» в постановке Леонида Хейфеца никогда не забудут те, кто видел Наташу на сцене.
Она, как вспоминали коллеги и ценители, будучи невероятно привлекательной женщиной «рискованно играла драму некрасивости», сумев передать всю силу неотразимой женственности, душевное совершенство, поэзию, изысканность и ум, которые скрывались под личиной невзрачной угловатой девушки с нелепой косой, одновременно передав щемящую беззащитность прекрасной души перед людской злобой и горькой судьбой.
Вскоре вся Москва гудела, восхищаясь Вилькиной и говоря о её театральных работах как о неординарном, выдающемся событии. На спектакль «Дядя Ваня» билетов было не достать, и зрители сходились во мнении, что именно Наталья Вилькина задавала тон, звук, ритм всей постановке и действующим лицам.
Михаил Царёв и Наталья Вилькина в роли Инкен Петерс в спектакле «Перед заходом солнца» по Г. Гауптману, 1972 год
А главное, актриса встретила «своего» режиссёра: в содружестве с Леонидом Хейфецем она могла, что называется, горы свернуть.
Увы, вскоре спектакль «Два товарища» по повести Владимира Войновича был закрыт, Хейфец подал заявление об уходе, а вслед за ним положили заявления на стол Наталья Вилькина и Сергей Шакуров.
К счастью, в это время Леонид Хейфец начал снимать телеспектакль «Обрыв» по роману Гончарова, в котором были задействованы и Вилькина, и Шакуров.
Несмотря на несомненный талант, кинематограф не жаловал Наташу Вилькину. Её работы в кино можно перечесть по пальцам, причём большинство из них – фильмы-спектакли. Однако всем, я уверена, запомнилась мама Зоси Элла Кнушевицкая из картины «Школьный вальс».
Наталья Вилькина в драме «Школьный вальс». Киностудия им. М. Горького, 1978 год
Появившись в нескольких коротких сценах, Вилькина создала неоднозначный, при этом совершенно живой, убедительный и пронизанный неповторимым обаянием женский образ.