Потом, уже на съёмках, артисту, тогда ещё молодому, начинающему, придётся не раз прослезиться: его персонаж живёт трудную и запутанную жизнь, почти не находя понимания и сочувствия.
Герой вышел из тюрьмы после многолетней отсидки, но свобода оказалась непонятной, а процесс адаптации к ней — мучительным. Свобода, от которой парня отучили годы заключения, означает необходимость ежеминутно самому принимать решения, а не подчиняться приказу, чьей-то воле. Мало того, эти решения требуют не только самостоятельности, но и ответственности за них. И именно это оказывается нестерпимо сложным.
Из миллионов людей в бывшего зека поверит и будет за него бороться лишь единственный человек, совсем из другой среды, во многом его антипод. Как за возвращение к реальной жизни уголовника-рецидивиста, для которого тюрьма стала вторым домом, взялся следователь прокуратуры и удалось ли ему это, рассказала непростая драма «Соучастники» (1984).
Кадр из фильма «Соучастники»
Режиссёром фильма, резкого, мужского, затронувшего тему, которую не принято громко обсуждать, была Ина Туманян. Обращение к вопросу адаптации в обществе человека, который ещё в подростковом возрасте попал в тюрьму и провёл там много лет, а теперь просто не может понять, как жить (герой, например, впервые увидел цветной телевизор), было довольно неожиданным для Туманян, прежде она снимала более мелодраматические ленты, а предыдущей её работой была тонкая и деликатная подростковая картина «Когда я стану великаном» (1979).
Над сценарием Ина Туманян работала вместе с Александром Шпеером, автором сценариев-расследований, где сюжет в той или иной степени был связан с криминалом. Но это и неудивительно:
у Шпеера был многолетний опыт работы в прокуратуре, так что в сценарии он многое привносил из собственной практики.
Кстати, «Соучастники» — это в некотором смысле самоповтор для сценариста. По сюжету главный герой Толя Тредубенко, уже девятый год сидящий за воровство, вдруг делает заявление: оказывается, когда-то дворовая компания, в которой был и он, убила человека. Тогда преступление не раскрыли, а сейчас юные хулиганы, замешанные в убийстве, превратились в добропорядочных граждан. Они забыли о злодеянии и ничего не хотят вспоминать, ведь факт участия в преступлении, пусть и давнишнем, поломает карьеры и искалечит судьбы. Однако ответ всё равно нести придётся. Так вот
такой же сюжет использовался и в драме Леонида Аграновича 1968 года «Случай из следственной практики», где сценаристом был Александр Шпеер (для него это был дебют в кино).
Правда, последующие линии в фильмах уже расходятся. В «Соучастниках» Толя Тредубенко, окончательно освободившись, приходит к следователю Хлебникову, тому самому, что с пониманием отнёсся к его признанию в убийстве и вёл дополнительное расследование. Хлебников — единственный, как ни странно, человек, которому Толя доверяет. Но возвращение к обыденности, к честной жизни будет для него невероятно болезненным.
Ина Тумянан долго искала исполнителя главной роли и попробовала с десяток молодых артистов, но не нашла подходящего. Тогда актриса Наталья Вилькина, которую уже утвердили на роль сестры Толи, посоветовала пригласить актёра Сергея Колтакова. Он уже снялся в «Валентине» Глеба Панфилов (1981), но не кичился этой ролью, даже, скорей, старался это не афишировать.
Кадр из фильма. Сергей Колтаков
Позже Ина Туманян вспоминала, что на пробы Сергей пришёл с длинными волосами и поразил группу некоторой заносчивостью, переходящей в нагловатость. Но позже оказалось, что шевелюру артист отрастил, потому что в театре репетировал роль молодого Шекспира, а высокомерно вёл себя из-за неуверенности. Однако режиссёр разглядеда в очередном претенденте талант и роль ему всё-таки доверила. И не прогадала:
«Соучастники» стали фактически бенефисом Сергея Колтакова и принесли ему славу.
Сама Ина Туманян потом неоднократно отзывалась о нём с восхищением и была уверена, что Сергею Колтакову будет сопутствовать удача.
Кадр из фильма.. Леонид Филатов
На роль Хлебникова утвердили Леонида Филатова, кумира, знаменитость всесоюзного масштаба. Этот партнёр не добавил уверенности Сергею Колтакову, да и Леонид Филатов поначалу отнёсся к коллеге по съёмкам с предубеждением. Но позже между мужчинами сложились прекрасные отношения, и Леонид Филатов помогал Сергею в работе. Режиссёр вспоминала:
«Я много раз потом наблюдала, как смотрел молодой и неизвестный Колтаков на знаменитого Филатова: иногда восхищённо, иногда с профессиональной завистью, но никогда с завистью к известности, славе и вниманию, ко всем автографам и поклонникам. Завидовал он простодушно и искренне артистизму и бесконечной работоспособности, гибкости “актёрского инструмента”».
Кадр из фильма. Леонид Филатов
«Соучастники» — это фактически фильм двух актёров: Сергея Колтакова и Леонида Филатова.
Кадр из фильма. Александр Феклистов
Тем не менее в небольших ролях подельников по юношескому преступлению появились и другие, тоже начинающие, но в будущем ставшие мастерами театра и кино актёры: Александр Феклистов, Владимир Стеклов,
Кадр из фильма. Владимир Стеклов
Владимир Качан (он, кстати, сыграл колоритную, но не слишком приятную роль в предыдущей ленте Туманян).
Кадр из фильма. Владимир Качан
Небольшую роль получила Яна Друзь, ну а роль влиятельной сестры Толи, которая рано ушла из неблагополучной семьи и заставила себя забыть о родственниках, включая брата, сыграла Наталья Вилькина (и её страшный по сути монолог в финале — один из самых тяжёлых моментов в фильме).
Драма «Соучастники» — история камерная, большая часть действия происходит в помещении, в кабинете следователя, а едва ли не треть времени занимают допросы и разговоры. Но группе всё равно пришлось выезжать на натуру, а тюремные эпизоды снимали в настоящей тюрьме. Снова приведу рассказ Ины Туманян о Сергей Колтакове, с одной стороны, забавный и любопытный, с другой стороны, показательный. Актёр, подготовившись к сцене, сидел в углу прямо на земле и ждал команды режиссёра.
«Вся обслуга сбежалась посмотреть: “Кино снимают!”. И какая-то женщина из служащих сказала простодушно и разочарованно: “Я думала, тут артисты, а тут наш, вон”. Ей сказали, что это актёр, играющий заключённого. “Что вы мне говорите? Он из шестьдесят третьей камеры. Своих-то уж я знаю!”»
Вот такое вживание в роль. Даже, наверное, проживание.
Кадр из фильма. Сергей Колтаков
Фильм «Соучастники» вышел в прокат в конце лета 1984 года. Довольно мрачная лента, хотя и имеющая в целом оптимистичный финал, заинтересовала не так много зрителей, как, наверное, хотелось бы создателям. Но
подобные фильмы, заставляющие пристально посмотреть внутрь себя, и не могут быть массовыми. Интересно, что при сравнимых показателях популярности в год выхода, позже «Соучастники» всё-таки были менее популярны, чем мелодрама «Когда я стану великаном», адресованная семейной аудитории
(плюс, конечно, участие юного продолжателя актёрской династии Михаила Ефремова сыграло роль). Тем не менее «Соучастники» вывели 28-летнего Сергея Колтакова в первые ряды, он был востребован в театре, его стали часто приглашать в кино, актёр активно снимался уже и в российские времена. Увы, три года назад Сергея Колтакова не стало, хотя он был ещё не старым человеком.
Вместо заключения приведу слова режиссёра «Соучастников» Ины Туманян в тот момент, когда она ещё колебалась, утверждать ли Сергея Колтакова на роль Толи Тредубенко:
«Потом узнаю: проплакал над сценарием, над героем всю ночь. Кто б мог подумать? Пожалел? Не только. Плакал, что беда с человеком случилась. Потом пойму: до чего же всю и всякую человеческую боль чувствует, кожей, всем существом чувствует. Не сейчас, сию минуту — всегда».