Сложно отрицать привлекательность, казалось бы, отрицательных персонажей романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Неким инструментом правосудия выступает свита Воланда. И пусть вас не удивляет отсутствие Геллы в названии. Я не забыла о ней как Булгаков в конце романа, а посвятила отдельную статью. А о отсылках, которые вы могли пропустить, я написала здесь.
Помимо Геллы слугами князя тьмы являются Азазелло, Коровьев-Фагот и Бегемот, и интересно проанализировать их происхождение.
Азазелло:
А. Филиппенко в роли Азазелло в сериале «Мастер и Маргарита», 2005.
Демон-убийца, демон безводной пустыни, прообраз которого автор, вероятно, приметил в Ветхом завете. Азазелло (Азазель) — падший ангел, подаривший людям украшения и оружие.
Азазель — падший ангел вместе с «козлом отпущения». Иконография Л. Бретона, инфернальный словарь, 1825.
Более того, он совершил то, что в Библии считается блудом — показал женщине, как украсить, «улучшить» себя. Неслучайно именно он вручает Маргарите крем, который преображает героиню.
Кадр из сериала «Мастер и Маргарита», 2005.
Характеристика героя наиболее полно отражается в описании его внешнего вида:
«маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию».
Внешность Азазелло сразу запоминается читателю. Каждый член свиты Воланда играет свою роль. Азазелло выполняет роль убийцы и посланника дьявола. Именно ему предназначается вся «грязная» работа, связанная с насилием.
Арт с изображением Азазелло.
Бегемот:
Пожалуй, один из самых харизматичных героев произведения. Его знаменитая фраза «Не шалю, никого не трогаю, починяю примус» перекочевала в лексикон современного читателя наравне с предложением даме выпить чистого спирта.
Кот Бегемот в исполнение Вано Мираняна. Кадр из сериала «Мастер и Маргарита», 2005.
Прообраз Бегемота появляется в библейской Книге Иова, затем встречается в средневековых легендах. Имя кота взято из апокрифической ветхозаветной книги Еноха, где Бегемот – морское чудовище, а также бес, который «изображался в виде чудовища со слоновой головой, с хоботом и клыками».
Бегемот (Бегемоф) — демон чревоугодия. Луи Бретон, Инфернальный словарь, 1825.
Кстати, в «Фаусте» Гёте пуделя Мефистофеля сравнивают с бегемотом:
«Я нечисть ввел себе под свод! / Раскрыла пасть, как бегемот». Таким образом, Гёте напоминает читателю, что бегемот — демон чревоугодия.
Булгаковский кот не отстает — с удовольствием трапезничает. Но не стоит забывать, что Бегемот выполняет, скорее, роль придворного шута. Перед балом Воланд кричит: «Долго будет продолжаться этот балаган под кроватью? Вылезай, окаянный ганс!».
Кот Бегемот на балу. Кадр из сериала «Мастер и Маргарита», 2005.
«Ганс» здесь — дурак на немецкий манер, сродни нашему Иванушке-дурачку. Во время последнего полета Бегемот превращается в юношу-пажа.
Коровьев-Фагот:
А. Абдулов в роли Коровьева. Кадр из сериала «Мастер и Маргарита», 2005.
«Маг, регент, чародей, переводчик или черт его знает кто на самом деле», — так представляется наш герой Маргарите. Его роль — быть спутником Сатаны.
Действительно, однозначно неизвестно кто именно послужил прототипом этого персонажа. Исследователи проводят параллель со статским советником Теляевым из повести А. Толстого «Упырь», который оказался рыцарем-вампиром.
Кадр из сериала «Мастер и Маргарита», 2005.
В мире реальном Фагот является переводчиком таинственного иностранца. До этого Фагот, по его словам, был регентом и «запевалой». Кроме того, внешне он чем-то напоминает музыкальный инструмент: высокий и худой.
В конце романа он превращается в печального рыцаря без тени улыбки. На вопрос Маргариты о том, почему Коровьев так выглядит, Воланд отвечает, что причина наказания кроется в неудачной шутке героя.
Фагот — «тёмно-фиолетовый рыцарь».
«Рыцарь этот когда-то неудачно пошутил, <…> его каламбур, который он сочинил, разговаривая о свете и тьме, был не совсем хорош. И рыцарю пришлось после этого прошутить немного больше и дольше, нежели он предполагал. Но сегодня такая ночь, когда сводятся счеты. Рыцарь свой счет оплатил и закрыл!»
Свита Воланда олицетворяет злые силы, но играет в романе необычную роль. Мы привыкли, что демоны сбивают нам с истинного пути, соблазняют и искушают.
Но свита князя тьмы подсвечивает пороки грешников, что скрываются под маской праведников, обнажают пороки общества и наказывают тех, кто этого заслуживает.
Свита Воланда покидает Москву.