«Семнадцать мгновений весны»: новый взгляд на телесериал полвека спустя

Ровно 50 лет назад, 11 августа 1973 года состоялась всесоюзная премьера знаменитого 12-серийного фильма «Семнадцать мгновений весны».

За прошедшие годы телекартина не только не потеряла свою популярность, но и продолжает завоёвывать новых поклонников среди зрителей нынешнего поколения.

В 70-х годах прошлого века фильм произвёл настоящий фурор среди советских зрителей. Давайте попробуем вместе разобраться: почему черно-белый фильм, снятый преимущественно в серых и невзрачных павильонах, приобрел такую бешеную популярность?

На съёмках фильма "Семнадцать мгновений весны"  (1973).
На съёмках фильма "Семнадцать мгновений весны"  (1973).
На съёмках фильма "Семнадцать мгновений весны"  (1973).

На съёмках фильма «Семнадцать мгновений весны» (1973).

Во-первых, это увлекательный сюжет от Юлиана Семёнова. Про историю Штирлица язык не поворачивается сказать, что она «высосана из пальца». Хотя именно так и было. По утверждению автора, это полностью вымышленный образ. Я присутствовал на одной из встреч Юлиана Семёнова с читателями в конце 80-х, где он подробно рассказал, как работал над этим романом.

Ему пришлось перелопатить многие материалы о наших разведчиках, но одного достойного прототипа для своего произведения он выбрать не смог. Поэтому в описании Исаева-Штирлица есть что-то и от Арнольда Дейча, и от Александра Феклисова, и от Рихарда Зорге, и от многих других советских «нелегалов» тех лет.

К тому же Семёнов откровенно признался, что ему неизвестно о советском разведчике, который мог занимать такое высокопоставленное положение в верхушке Рейха, как Штирлиц.

Во-вторых, роман и фильм привлекли внимание советских людей тем, что в них гитлеровские военные, включая лидеров Третьего рейха, показаны обычными живыми людьми, а не монстрами с набором обязательных советских штампов. Все знают о чудовищных преступлениях гитлеровцев, поэтому человеческий взгляд на их представителей был для нас настоящей диковинкой.

На съёмках фильма "Семнадцать мгновений весны"  (1973).
На съёмках фильма "Семнадцать мгновений весны"  (1973).
На съёмках фильма "Семнадцать мгновений весны"  (1973).

На съёмках фильма «Семнадцать мгновений весны» (1973).

Сюжет романа подкупает своей многоуровневостью, где описываются как интриги в верхушке Рейха, так и разыгрываются захватывающие сюжеты «этажом ниже», героями которых являются наша радистка Кэтрин Кин (Катя Козлова), профессор Плейшнер, Пастор Шлаг и другие.

Режиссёр Лиознова не только бережно и внимательно обыграла эти истории в фильме, но и добавила новые штрихи, которыми восхитился даже сам Семёнов. Например, сцена молчаливой встречи Штирлица со своей женой, которой в романе не было. Или яркая сцена в предпоследней серии, когда мимо Кэт с двумя малышами на руках, по улице марширует колонна немецких призывников, состоящая из подростков и седых стариков. Лиознова крупным планом показывает их лица. Они знают, что, скорее всего, погибнут. И они уже понимают, что идеи Гитлера — это преступная утопия всего немецкого народа, на которую они повелись. Очень пронзительные кадры, которые бы Семёнов не смог передать в романе.

На съёмках фильма "Семнадцать мгновений весны"  (1973).
На съёмках фильма "Семнадцать мгновений весны"  (1973).
На съёмках фильма "Семнадцать мгновений весны"  (1973).

На съёмках фильма «Семнадцать мгновений весны» (1973).

Фильм получился не только интересным, но и правдивым, с участием реальных исторических личностей.

Но были у фильма и минусы. Например, незабываемый голос Ефима Копеляна сообщает нам о «среднем образовании» почти каждого нацистского лидера. Это неправда. Все они учились в университетах, а кое-кто имели и по два высших образования.

Этот казус легко объяснить. Цензорам с самого начала не нравилось «очеловечивание» этих нацистских личностей, а упоминание об их высшем образовании опускало бы в глазах зрителей наших советских лидеров. Дело в том, что у многих советских руководителей, в том числе и сидящих в Кремле, высшего образования не было.

Также образ Штирлица показан несколько «кинематографично». Он слишком выделяется среди своих коллег-офицеров. И не только умом и сообразительностью, но и своей преданностью фюреру, которой в 1945 году у его окружения уже не было. Обычно разведчики, как хамелеоны, мимикрируют в своей среде и стараются ничем не выделяться. Но Штирлиц получился другим.

После просмотра фильма бывший советский разведчик-нелегал Ким Филби сказал о Штирлице: «С таким сосредоточенным лицом он бы и дня не продержался».

И вот тут всем хочется напомнить, что это всё-таки кино. И не просто кино, а художественный фильм.

Лично меня в картине зацепили несколько эпизодов, на которые сегодня я смотрю уже совсем другими глазами. Например, это монолог Мюллера (в исполнении Леонида Броневого) о будущем уже поверженного Рейха. Он немного перекликается с нацистом и злодеем Гансом Лондой из «Бесславных ублюдков» Тарантино. Правда, Мюллер показан идейным прагматиком, и его монолог сегодня звучи как пророчество.

«Семнадцать мгновений весны» (1973).

Также запомнился эпизод с генералом вермахта в исполнении Николая Гриценко. Даже не верится, что эти слова прозвучали полвека назад, а может быть, даже и раньше, из уст реального немецкого генерала.

Помните, когда они, сидя в железнодорожном купе, со Штирлицем обсуждают своё будущее? В частности, генерал говорит об американцах такие слова: «Этих болванов погубит их же техника».

"Семнадцать мгновений весны"  (1973).

«Семнадцать мгновений весны» (1973).

Я знаю зрителей из числа моих знакомых, которые считает, что сериал очень затянут. Мол, можно было бы ужать всё в четыре серии, и от этого фильм бы только выиграл.

Лично я не считаю его затянутым. Мне нравится в фильме абсолютно всё. И лирические отступления от основной сюжетной линии с такими персонажами, как фрау Заурих и Габи Набель.

"Семнадцать мгновений весны"  (1973).

«Семнадцать мгновений весны» (1973).

И даже эпизод с бездомной собакой, которую возле своей машины находит Штирлиц. Все эти мелочи совсем не затягивают фильм, а наоборот, создают особое настроение.

"Семнадцать мгновений весны"  (1973).
"Семнадцать мгновений весны"  (1973).

«Семнадцать мгновений весны» (1973).

Однажды в 90-х годах фильм показали 9 мая. В один день все серии подряд. Помню, что я не мог оторваться от телевизора. А когда фильм завершился, я даже немного пожалел, что нет продолжения этой истории. Я был готов посмотреть ещё несколько серий подряд. Это в ответ тем, кто считает сериал затянутым.