Привет всем!
Фильм Никиты Михалкова «Родня» 1981 года у меня стоит особняком в его творчестве. Я не знаю, как его оценивать, как к нему относиться. Конечно, в фильме много хорошего — за что его стоит смотреть. Но много и такого, после чего лично мне смотреть повторно уже не хочется.
Начнем с хорошего. Не открою Америку — это актерский состав. Великолепная, грандиозная Нонна Мордюкова. Это одна из лучших ее работ, без сомнения. Как она масштабна, как режиссер смог почуять и донести до нас ее монументальность. И я, конечно, говорю о таланте, о проживании роли. Если кого-то и можно в нашей стране называть «Великая русская актриса» — то это Нонну Мордюкову. Она способна сыграть все. Причем одним только взглядом. Ну а уж если она задействует весь свой арсенал, включая мимику, жесты, пластику, голос — это просто удар под дых.
Однако, Светлана Крючкова, сыгравшая в картине дочь героини Мордюковой — не уступает, и в дуэте с Мордюковой не теряется. Актрисы настолько верно подобраны, что от них веет схожей энергетикой, и не надо даже доказывать, что перед нами мать и дочь, это и так очевидно. Они — родня. По духу, по крови.
Есть ли смысл останавливаться на каждом актере отдельно? Если весь ансамбль великолепен. И Иван Бортник, и Юрий Богатырев, и даже Федя Стуков. Все на своих местах.
А сколько крылатых фраз ушло в народ? «Танцевать, теща!», «Конь в пальто», «Одинокая женщина — это неприлично»…
Есть в фильме и незабываемые сцены. Я в первую очередь о танце тещи Марии Коноваловой с зятем Тасиком. Да что говорить, отдельные эпизоды запоминаются не сюжетом, а просто настроением, состоянием. Например, вечный бег по стадиону, наблюдаемый с балкона квартиры Нины.
Актеры — прекрасны, режиссер — хорош. А что же сам фильм?
Вроде бы и сам фильм — хороший, и о хорошем. Но скажите мне, почему тогда так тяжело на душе после него? Почему так болит?
О чем фильм? Персонажам как было плохо До, так и осталось После. Приезд матери, которая пыталась всем сделать «хорошо», насадить свое понимание добра — что-то изменил? Нет. Кому-то она помогла? Нет. В попытке привести «этих городских» людей, ни жизни которых, ни их самих, Мария не понимает, к гармонии — женщина сама чуть было не пострадала душевно. Хотя… наверное, все же пострадала.
Мария — такая себе всеобщая Мать, в глобальном понимании этого слова. Она словно ощущает какую-то сверхзадачу, возложенную на нее свыше. Она пытается защитить, оградить от проблем не только дочь и внучку. А в принципе любого, кто встал на нее пути. И от ее огромного, стремительно несущегося с горы валуна любви — не увернуться никому.
Достается всем. И Вовчику, который живет себе спокойненько той жизнью, которую выбрал сам, которая ему комфортна. Выпивает, привирает, стреляет рубли. Мария не понимает, что это и есть его выбор. И пытается насильно осчастливить человека. Итог понятен — Вовчик вырывается из-под колес несущегося на него паровоза со счастьем. Не надо ему этого.
Кирилл, сын Вовчика. Его Мария почему-то считает нужным воспитывать. Ну и что, что у Кирилла есть мать. Мария — она же у нас главная, она — МегаМать. Пришла, устроила парню головомойку. За что, почему? А просто так, она же себя назначила на эту должность.
Да что говорить о чужом сыне, когда она и со своей дочерью так же поступает. Как с собственностью. Нина уже сто лет назад как выросла, а мать этого не принимает.
Бесцеремонно вытаскивает изо рта дочери сигарету, прямо при посторонних, в такси. Так же бесцеремонно, там же в такси сует Нине в рот яблоко, чуть не заталкивает. Что это вообще такое?
Вместо того, чтобы попробовать хоть раз понять свою дочь, мать только и делает, что насаждает той свою мораль, свои устои, свои привычки. Как будто это ее собственность.
Вот этот момент непонятен больше всего. Почему Мария распоряжается всеми. Дочкой. Внучкой, Тасиком, Вовчиком, его сыном даже. Зачем, кто разрешил?
Вот приезжает такая женщина-ураган в столицу, и от нее одной может случиться столько катаклизмов и бед, что просто атас. А ведь все — с добрыми намерениями, наверное.
Так о чем фильм? О том, как сложно родным, близким людям понять друг друга? О том, как все несчастливы? И почему в таком случае в финале нет ни проблеска надежды на то, что между ними все изменится к лучшему? А его ведь нет. Вспомните финальную сцену, где уже начинаются титры. Три женщины идут по шпалам. Перед этим они встретились, прорыдались, обнялись, перецеловались. Но тут же начинается склока из-за потерянного ведра. Они просто физически не способны пребывать в состоянии любви и гармонии хотя бы пару минут. Нет, им просто требуется очередная разборка, выяснение отношений, слив эмоций. Они так устроены. Генерируют не мир и любовь, а скандал и раздор.
Так о чем этот фильм?
И все-таки один раз я плакала — на сцене отправки Кирилла в армию. Когда Нина и мать из-за разделяющей их толпы не могут встретиться, докричаться друг до друга, обняться. Невозможно не заплакать вместе с героиней Светланы Крючковой. И невозможно не понять, не оценить метафоричность этой сцены. Ее аллегоричность. Разделяет двух родных людей не эта толпа, а сама жизнь, невозможность понять друг друга, неумение почувствовать и найти нужные слова.
Вот такое неоднозначное впечатление от фильма. При всех его достоинствах, пересматривать его тяжело, потому что веет безнадегой, понимаешь, что никогда мать и дочь не придут к общему знаменателю, что Ирочка, в свою очередь, скопировав поведение матери, лет через десять будет так же не находить с нею понимания. А мать будет недоумевать — как же так, ведь она всю жизнь положила на алтарь благополучия дочери.
И этот замкнутый круг — сродни маршруту того бегуна на стадионе, которого можно наблюдать с балкона квартиры Нины.
А вообще, сейчас, пока писала эту статью, поняла, что фильм слишком многослоен, и в нем затронуто столько пластов и человеческих отношений, и общества в целом, что уложить в одну статью его точно не получится. Там буквально каждый эпизод достоин отдельного разбора. Сцена встречи Марии с Вовчиком. Сцена, где Иришка слушает «Бони М», сцена, где Нина ругается с матерью… Это все имеет право быть осмысленным и обдуманным, а не мимолетно увиденным и забытым.