Почему «Крах инженера Гарина» — неудачный фильм

Мне было лет шесть, не больше, когда я увидела по телевизору пугающие кадры – уничтожение химического завода посредством некоего «луча смерти» (модная тема в 1920-х — эти лучи смерти). Рушились гигантские сооружения, а трубы ломались, как соломинки. Всё это происходило под «страшную музыку». Фильм назывался «Крах инженера Гарина» (1973). После этой сцены ничего ужасающего, а главное – интересного уже не было. Ходили-говорили-немножко убивали.

Кадр из фильма «Крах инженера Гарина» (1973). Скриншот.

Шли годы. Я прочитала «Гиперболоид…» Алексея Толстого – потрясающую историю, настоянную на типичных грёзах межвоенного периода – мировое господство, разделение на расы, волшебное оружие, страх и надежда. В 1920-е любили пугать этаким не_светлым будущим – технократы загонят вас (и нас, и всех) в ещё большее рабство, чем было в античные эпохи. При этом, они станут и сами рабами своих чудовищных изобретений.

Кадр из фильма «Крах инженера Гарина» (1973). Скриншот.

Кадр из фильма «Крах инженера Гарина» (1973). Скриншот.

Большую же часть населения Гарин собирался и вовсе избавить от земного существования, иначе говоря, убрать: «Впечатление ужасов очистки земли от лишнего населения сгладится очень скоро. Зато какие перспективы для гения! Земля превращается в райский сад. Рождение регулируется. Производится отбор лучших. Борьбы за существование нет. Вырабатывается красивая и утонченная раса — новые органы мышления и чувств».

Издания Русского евгенического общества. 1920-е годы. Источник - http://www.auction-imperia.ru/ Галерея.
Советская книга по евгенике. Источник - http://www.auction-imperia.ru/
Евгеника XIX столетия проложила путь преступлениям против человечества в XX веке. Источник - https://www.pinterest.ru/

Издания Русского евгенического общества. 1920-е годы. Источник — http://www.auction-imperia.ru/ Галерея.

Идеи, продвигаемые Третьим Рейхом и поставленные ему в вину на Нюрнбергском процессе, витали задолго до того, как задымили печи Освенцима и даже до того, как родился Гитлер. Австрийский недо-художник – скромный ученик британских теоретиков. Это – евгеника викторианской эры, английская мечта. К 1920-м годам это сделалось модой среди учёных, и среди русских — тоже. Напомню, что наш любимый профессор Преображенский тоже занимался евгеникой, о чём прямо и говорит.

Антонио Сант-Элиа. Город будущего. 1914 год. Источник - https://www.pinterest.ru/
Яков Чернихов. Архитектурная фантазия. Дворцы. 1920-е годы. Источник - https://www.pinterest.ru/

Антонио Сант-Элиа. Город будущего. 1914 год. Источник — https://www.pinterest.ru/

В книге, которую я перечитывала и в юности, и в зрелые лета, меня всегда интересовала тема Золотого Острова. Сладкие мечты высокомерной прелестницы Зои Монроз, будущей владычицы благоуханно-кристального чертога посреди brave new world: «Наяву и во сне чудились какие-то дивные острова, мраморные дворцы, уходящие лестницами в океан… Толпы красивых людей, музыка, вьющиеся флаги, и она повелительница этого фантастического мира…».

Туллио Крали. Городской пейзаж. Межвоенный период.

Туллио Крали. Городской пейзаж. Межвоенный период.

Теперь вспоминаем фильм – никакого Золотого Острова! А ведь это – квинтэссенция повествования. Да. В СССР из-за нелюбви цензуры к трюкачеству и фантазиям, часто снимали «философские притчи» там, где замышлялись головокружительные приключения, однако, надо быть Андреем Тарковским, чтобы это получилось шедевром и не раздражало, тогда как Леонид Квинихидзе – создатель волшебных мюзиклов «Небесные ласточки» (1976) и «Соломенная шляпка» (1974) создал унылую ретро-композицию с потугами на философствование.

Кадр из фильма «Крах инженера Гарина» (1973). Скриншот.

Кадр из фильма «Крах инженера Гарина» (1973). Скриншот.

Кроме того, тут совершенно никакая Зоя. Красивая и только. Читаем у Толстого её монолог: «Женская дребедень меня мало занимает. Я честолюбива. Вы большой человек: я верю в вас. Вы должны победить. Не забудьте, – я пережила революцию, у меня был сыпняк, я дралась, как солдат, и проделала верхом на коне тысячу километров». Бывшая балерина, белогвардейка, авантюристка, дорогостоящая красавица, волчица. А здесь — овечка на выпасе.

 Флегматичная дама, которая вот-вот заснёт на ходу. Кадр из фильма «Крах инженера Гарина» (1973). Скриншот.

Флегматичная дама, которая вот-вот заснёт на ходу. Кадр из фильма «Крах инженера Гарина» (1973). Скриншот.

Думали, что ураган, а тут – флегматичная дама, которая вот-вот заснёт на ходу или просто не захочет встать с дивана. Актриса Нонна Терентьева играет женщину, которая не монтируется с такими явлениями, как смерть, оружие, революция. Её сложно представить жестокой и обольстительной аферисткой. Максимум на что способна такая Зоя – увести чьего-нибудь мужа. Ненадолго. Потому надолго никто не выдержит — с ней будет невыразимо скучно. Вялая красивость? А зачем?

Немного рекламы 1920-х. Динамичная и смелая женщина - идеал того времени. Галерея. Источник - https://www.pinterest.ru/
Типажи красивых русских эмигранток - Ия Ге и Натали Палей. Взято в книге Александра Васильева «Красота в изгнании». - 1998. Сканы сделаны автором текста. Галерея.

Немного рекламы 1920-х. Динамичная и смелая женщина — идеал того времени. Галерея. Источник — https://www.pinterest.ru/

Это – сильная и точёная бестия, она должна быть «…колючей, как военная проволока, тренированной, как восемнадцатилетний мальчишка, уметь ходить на руках и прыгать с двадцати метров в воду». Это же 1920-е годы – эра, именуемая «интербеллум». Только что отгремела война и все готовятся к новой. Динамика, страсть, цинизм, бескомпромиссность, ад в мыслях и поступках. Здешняя же Монроз – невнятная полубогиня в боа. Потягивает шампанское. Почти зевает.

Кадр из фильма «Крах инженера Гарина» (1973). Скриншот.

Кадр из фильма «Крах инженера Гарина» (1973). Скриншот.

Именно поэтому экранизация 1973 года не получилась. Убрать Золотой Остров, но оставить болтовню, сделать Монроз – скучающей барыней – это не минусы и огрехи, это – провал. Крах! Бедный инженер Гарин. Даже великолепная игра Олега Борисова не спасает. Более ранняя кино-вариация – середины 1960-х – тоже не идеал, но там была интрига, почти нуарные мотивы, да и Зоя там – шикарная. Её сыграла Наталья Климова, запомнившаяся в роли Снежной Королевы, а это ловкое попадание в точку.