30 мая 1958 года родилась заслуженная артистка России (РСФСР) Елена Майорова. Сегодня ей могло исполниться 66 лет.
Она родилась в Южно-Сахалинске в обычной рабочей семье. В школе училась на четвёрки и с третьего класса почти ежедневно посещала драмкружок в Доме пионеров. Иногда в ущерб учёбе. Родители считали это увлечение баловством и сердились, когда из-за драмкружка она не успевала делать домашние задания.
После получения аттестат Елена полетела в Москву поступать в театральный институт. Дома был скандал, так как родители настаивали, чтобы она шла учиться в местный педагогический институт, который был в те годы одним из лучших на Дальнем Востоке.
Но упрямая дочь настояла на своём и уехала в Москву. С первого раза поступить не получилось, но на следующий год её приняли. Чтобы не возвращаться домой, она пошла учиться в строительное училище, где предоставлялось место в общежитии. А родителям пообещала, что если она и на следующий год не поступит в театральный, то вернётся домой и будет поступать в педагогический. А об актёрстве забудет навсегда .
Возможно, поэтому на вступительных экзаменах в ГИТИС она очень старалась, так как понимала, что это последний шанс воплотить в жизнь свою мечту.
И у неё получилось! К тому же она попала на курс к своему кумиру Олегу Табакову.
Родители смирились и позже регулярно высылали ей в Москву сахалинские гостинцы: вяленых крабов и малосоленые плавники сёмги и кеты. Надо ли говорить, как таким гостинцам радовалось студенческое общежитие, так как Елена почти все раздавала однокурсникам.
На третьем курсе её впервые пригласили сниматься в кино. Она сыграла безымянную лаборантку в кинодраме об учёных «Названый друг». Кинорежиссёры заметили талантливую девушку, и ещё до окончания института она снялась в шести кинокартинах. В том числе в главной роли в фильме-катастрофе «34-й скорый».
«34-й скорый» (1981).
Сразу после получения диплома Олег Табаков зачислил её в свой театр. Это было пределом мечтаний молодой актрисы. Точнее, как она позже вспоминала, что перед поездкой в Москву о подобном она даже и не мечтала!
Но буквально через год её пригласили в главный драматический театр страны — МХАТ, на сцену которого стремились попасть лучшие актёры Советского Союза. И она, конечно же, не могла отказаться от такого приглашения.
«Вам и не снилось…» (1981),
Тем более что ей предложили там играть главные роли в классическом репертуаре. Во МХАТе она играла в «Бесноватой» Настасью Филипповну, в «Чайке» Нину Заречную, в «Иванове» Сару, в «Трех сестрах» Машу и т.д. При этом успевала сниматься в кино.
«Одиноким предоставляется общежитие» (1983).
Уставала сильно и часто расслаблялась алкоголем. Не последнюю роль в этом сыграл худрук МХАТа Олег Ефремов, который и сам в конце рабочего дня любил пропустить рюмку-другую. Журналист Елена Ямпольская позже писала, что Ефремов её боготворил:
«Смотрел на неё, и глаза сияли. Майорова была последней ефремовской любовью — платонической по форме, но весьма чувственной по содержанию. Поговаривали, что за год до страшной смерти актрисы Олег Николаевич предложил Майоровой руку и сердце. Она ответила: «Я мужа люблю…»
Удивительно, но при таком перегруженном рабочем режиме она успела устроить и личную жизнь. Елена любила своего мужа, художника Сергея Шерстюка, а тот отвечал взаимностью. Это не означало, что в их семье была идиллия, но то, что у них была настоящая любовь, никто не сомневался.
Сергей Шерстюк и Елена Майорова.
Тяжелая эмоциональная работа, которой она отдавалась полностью, не лучшим образом сказалась на психике. На репетициях бывало, что она истерила и плакала, когда у неё что-то не получалось. Бывало, что спорила с Ефремовым, а тот крайне болезненно относился к подобным творческим спорам с актёрами.
«Складывалось так, — вспоминал Олег Табаков в одном из интервью, — что во МХАТе она получала роли все больше и больше, все главнее и главнее. Но самое удивительное, что время от времени, когда она бывала чуть нетрезва и мы сталкивались, она плакала, обнимала меня и просила забрать обратно…»
Трагедия случилась внезапно. По официальной версии произошёл несчастный случай. Как установило следствие, 23 августа 1997 года 39-летняя актриса получила тяжёлые ожоги после того, как решила покурить в платье, на которое незадолго до этого пролила керосин.
Синтетическое платье вспыхнуло, она успела выбежать из подъезда своего дома и добежать до театра, который располагался рядом.
Когда подоспевшие на помощь люди смогли потушить огонь, Елена была без сознания. В тот же день она скончалась в институте Склифосовского в результате ожога 85% поверхности тела.
Многие из её знакомых склонялись к версии самоубийства. Хотя самоубийство путем самосожжения — это что-то из ряда вон выходящее. Даже для такой эмоциональной актрисы, какой была Елена Майорова.
Муж Елены пережил свою супругу совсем ненамного. Удручённый её трагической смертью, он скончался через 9 месяцев в результате онкологии. Ему было 46 лет.
Сергей Шерстюк и Елена Майорова.
Елена Владимировна Майорова запомнилась зрителям в таких фильмах, как «34-й скорый» (1981), «Одиноким предоставляется общежитие» (1983), «Один и без оружия» (1984), «Зина-Зинуля» (1986), «Везучая» (1987), «Скорый поезд» (1988), «Неустановленное лицо» (1990), «Макаров» (1993), «Возвращение «Броненосца» (1996), «На ножах» (1998) и другие. Всего в её фильмографии чуть больше сорока киноработ.
«Послушай, не идёт ли дождь…» (1999).
В своём последнем фильме «Послушай, не идёт ли дождь…», который вышел на экраны через полтора года после её гибели, она сыграла Призрака Смерти.