В 1980-е годы в СССР делали много киносказок. Но фильмы получились весьма неоднозначными. Вовсе не говорю, что все советские киносказки 80-х плохи — есть среди них и настоящие бриллианты. Но чехарда в них присутствует знатная. И в этом вижу влияние времени.
Ранее я делилась своими мыслями о том, как изображали сказочных героев в 1950-1970-х годах. Вот тут статья про «мальчиков». Вот тут про «девочек». С ними однозначно прослеживалась стабильность — в определенное десятилетие появлялась «мода» на сказочного киногероя — на основе того, как в обществе было принято видеть идеальных мужчин и женщин (это касалось и внешности, и характера, и даже образа жизни).
Особенность сказочных персонажей 1980-х в том, что единого типажа «идеального героя» не сложилось. «Штормило» их знатно — никакого единообразия.
Сейчас приведу конкретные примеры.
«Андрей и золотой чародей», 1981 год
Герой: в начале 80-х еще пытались сохранить сказочные традиции прежних лет. Главный герой — кудряв и белокур. И весь такой положительный. Даже имя у него не простое, а говорящее — Андрей-Всех-Добрей.
Героиня: тоже вроде сделана по канонам сказочных принцесс — светлая образом и нутром, вся такая загадочная и мягкая, но хитрая и с принципами. Вот только в этот раз получилось смазано — героиня сильно теряется на фоне Андрей и всех злодеев (ее почти сразу после просмотра фильма забываешь).
«Лишний билет», 1982 год
Да, это тоже сказка (о чем четко прописано в титрах). Ведь здесь есть колдуны и волшебство. Но сказка для взрослых, поднимающая проблемы супружеского счастья.
Герой: пренеприятнейший тип с лицом Михаила Боярского. Его, видите ли, совсем достала рутина: работа и командировки, подгоревший обед и незашитые карманы. И он решает променять свою супругу на другую «даму сердца». Потом одумывается под действием волшебства. Вот такой герой сказки.
Героиня: вечно грустная и замученная жена, воплощенная на экране Еленой Соловей. Пусть тут она и совершенно земная женщина, но что-то неземное в ней имеется.
«Сказки старого волшебника», 1984 года
Вроде в основе узнаваемые сказки (вроде «Спящей принцессы» или «Красной шапочки»), но все они перемешаны огромной «ложкой» до состояния густой каши и приправлены перцем под названием «намеки на современность». Варево интересное, но точно на любителя.
Героиня: очаровательно, но несколько невнятная, так как ее основная задача — спать и ждать заветного поцелую своего Принца.
Герой: принц — сперва нагловатый юнец, а потом постаревший на 100 лет мудрец, но не потерявший веры в будущее (эдакие сказочный революционер).
Помимо Принца+Принцессы в этой киносказке есть другие кинопарочки, достойные внимания. Они даже будут поинтереснее главгероев, так как «перевернуты с ног на голову». Чего только стоит подкаблучник Синяя борода и его весьма властная женушка.
«На златом крыльце сидели», 1985 год
Сказка, в котором читается «крик» времени. Короли и королевы в этом мире живут совсем не по-царски, так как здорово обеднели. «А кому сейчас легко?», — говорит герой в фильме, но намекает вовсе не на сказочные времена.
Героиня: язвительная принцесса. Милая внешность, свойственная сказочным королевским особам, но внезапно — в огромных очках и седом парике. По дворцу разгуливает в маминых туфлях и бусах. Вне дворца — не отличить от короткостриженого пацаненка-пастушка.
Герой: царевич, но и как все королевские особы в фильме, из обедневшей семьи. Поэтому крайне прост и добродушен. Не унывает, а «пробивает локоточками» дорогу в жизнь.
«Про кота», 1986 год
И вот снова основная тенденция киносказок 80-х — осовременивание и переворачивание с ног на голову привычных историй. В этом вижу символ времени — почти тоже самое творилось и в стране. Но вернусь к сказке.
Героиня: по-моему, это единственная советская сказочная принцессе, официально находящаяся довольно зрелом возрасте. В других фильмах все же принцессами изображали совсем юные девицы (даже если их и играют немолодые актрисы).
Герой: тут их два — сын мельника (якобы «маркиз») и его хитрый Кот. И по идее, котик должен был помочь соединить сердца своего хозяина и принцессы, но не тут-то было. Никакого «и жили они долго и счастливо», потому что принцесса сказала «фи» своему невоспитанному ухажеру. Внезапный для сказки поворот. И никакого становления героя — каким был в начале, таким и остался.
«Не покидай», 1989 год
Героини: первая — самовлюбленная и напомаженная барышня, в голове которых только лишь мысли о «найти бы мужа — и не простого, а непременно иностранного». Эдакая ирония над «идеалами» конца 80-х. Вторая главгероиня — скромная и милая служанка, как показатель «не в деньгах счастья».
Герой: в сказке есть иностранный принц (мечта героини-принцессы) и простой поэт, необремененный богатствами. На самом деле, поэт оказывается принцем и очень даже обремененный деньгами, но это выясняется позже.
В фильме столько путаницы, что голова идет кругом. В поэта, вздыхающего по принцессе, которая в свою очередь мечтает об иностранце, тайно влюблена служанка. Но служанка до поры до времени не интересует псевдо-поэта. Вот такая чехарда. Дальше больше — поэт принцессе оказался в конце очень даже люб, но теперь уже он разочаровался в принцессе. Вроде бы тут напрашивает большая любовь и счастье навеки между псевдо-поэтом и служанкой. Но нет — финал в сказке и вовсе сбивает с толку, так как счастья в нем нет ни для кого (героиню в конце ранили и не понятно, жива ли она осталась — вот такая недетская трагедия и почти бандитские разборки).
Вывод
Какие были времена — таких героев и героинь показывали в киносказках. Постоянные эксперименты с образами, стремительно меняющееся понятие «что такое хорошо, а что такое плохо», очевидное влияние Запада, казавшегося тогда манящим и свободным. И очень неоднозначные персонажи — но, наверное, в этом и есть «изюминка» советских киносказок 1980-х годов.