Легендарный фильм Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя», снятый по роману братьев Вайнеров «Эра милосердия», памятен зрителям не только увлекательным сюжетом, бесподобным колоритом, бессмертной парой «Жеглов-Шарапов», но и яркими женскими образами, которые воплотили на экране очаровательные и талантливые советские актрисы.
Фото из открытых источников интернетCollage_Fotor6545.jpg
Фото из открытых источников интернет.46800s3.jpg
Станислав Говорухин никогда не скрывал, что с особой тщательностью подбирал актеров для этого фильма. Даже сценарий несколько раз дорабатывали, подгоняя под конкретные типажи актеров.
А по отношению к актрисам нередко он применял «запрещенный прием»: заманивал их перспективой оказаться на одной площадке с самим Владимиром Высоцким. Для многих это было весомым аргументом. Ведь популярность Высоцкого тогда была баснословной.
Фото из открытых источников интернет. i.jpg Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»
Итак, вот они героини знаменитого фильма.
Варя Синичкина (Наталья Данилова)
Варя Синичкина – главный женский персонаж в фильме «Место встречи изменить нельзя». И, пожалуй, единственная положительная героиня.
На роль невесты Шарапова претендовало несколько десятков именитых актрис. Среди них была и Марина Влади.
Фото из открытых источников интернет.blobid1622320123867-1024×678.jpg Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»
Однако роль досталась Наталье Даниловой. И надо признаться, лучше не могло и быть. Ведь молодой актрисе удалось создать прямо-таки весенний образ прекрасной девушки: чистой, юной, неискушенной, скромной, буквально излучающей душевный свет и сердечную доброту. Недаром так явственно ощущается, насколько она благотворно воздействует на измотанного суровой службой Шарапова, насколько она для него является живительным глотком свежего воздуха.
Фото из открытых источников интернет.214207.jpg Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»
В первой версии сценария героиня Даниловой погибает. Вышестоящему руководству такой ход не понравился. Они заставили переработать сценарий. И поэтому финальный эпизод, в котором Синичкина берет ребенка из детдома, снимали через несколько месяцев после окончания основных съемок.
Фото из открытых источников интернет original.jpg Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»
Кстати, сцена с ребенком-найденышем была для Даниловой одной из самых сложных. В момент съемок она пережила личную трагедию: потеряла ребенка. И, естественно, не могла спокойно реагировать на все, что затрагивает тему младенцев. По воспоминаниям самой актрисы, только Высоцкий помог ей прийти в себя и благополучно завершить работу над ролью.
Ира (Ингрид) Соболевская, подруга Ларисы и бывшая любовница Фокса.
(Наталья Фатеева)
Очень интересный образ создала в этом фильме Наталья Фатеева. Ее Ингрид Соболевская – необычный для советской действительности 40-х типаж.
Соболевская – из мира московской богемы, ее трудовая стезя – модная одежда. И сама она, конечно, предстает, в первую очередь, как дама красивая, ухоженная и стильная. В фильме мы видим ее в разных ракурсах. Вот она озвучивает показ моделей 1945 года в бирюзовом наряде. Потом появляется в строгом коричневом платье. Дома Соболевская ходит в шикарном кимоно.
Фото из открытых источников интернет9EIod0tr8K4fzQFOmJ5ASEWFEjR.jpg Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»
Но главное не внешний облик. А ее внутренний мир, в котором гармонии нет и в помине. И об этом говорят детали. Так, во время встречи с оперуполномоченным она, стирая густой слой крема с лица, одновременно словно снимает маску самодостаточной и сильной дамы.
Постепенно становится понятно, что она женщина с неустроенной судьбой…
Фото из открытых источников интернет5816047_900.jpgКадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»
Очень интересно отношение Соболевской к бывшему любовнику, Фоксу. С одной стороны, роман с этим криминальным субъектом обернулся для неё крушением надежд. С другой, — даже разочаровавшись в бывшем любовнике, она наотрез отказывается свидетельствовать против него. Надо сказать, полученные от Соболевской показания мало помогли работникам МУРа в непосредственном розыске бандита. В то же время её воспоминания добавили дополнительные подробности к его психологическому портрету. Например, из ее рассказа становится очевидно об артистическом обаянии Фокса, его хватке и умении входить в доверие к людям.
Многие после фильма говорили, что Ирина Соболевская — во многом сама Наталья Фатеева: такая же красивая и сильная женщина «с прошлым», с несчастливой судьбой, хоть и не обделенная мужским вниманием.
Фото из открытых источников интернетsobolevskaya-ingrid.jpg Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»
А сама Фатеева потом признавалась в интервью, что восприняла съемки в фильме, в первую очередь, как возможность оказаться у моря (снимали на Одесской киностудии) и напомнить о себе зрителям. А еще — оказаться на одной площадке с Владимиром Высоцким, в которого была тайно влюблена… В отличие от многих актрис, она этого и не скрывала:
«Он мне и как мужчина очень нравился. Чувствовалось, что он способен на поступок… Мне вообще импонируют мужчины такого типа. .. Я была влюблена в Высоцкого. Но никогда не говорила ему об этом и даже старалась не поднимать глаза во время беседы. Я знала, что с его проницательностью он все сможет прочесть в моих глазах».
Догадывался ли сам Высоцкий о чувствах Фатеевой – неизвестно, но их роман так и не состоялся. Актриса с грустью вспоминала, что во время московских съемок «Места встречи…», которые проходили неподалеку от ее дома, Высоцкий с Говорухиным зашли к ней в гости только один раз.
Фото из открытых источников интернет422676930_auto_x2_colored_toned_light_ai-scaled.jpg Наталья Фатеева
Море, песни и красотка Наталья Фатеева в румынском фильме 70х. Да, еще и музыкальный хит!
Любопытная Варвара28 августа 2023
Надя, сестра Ларисы Груздевой. (Светлана Светличная)
В фильме «Место встречи изменить нельзя» Светлана Светличная играет убитую горем Надю, сестру той самой Ларисы Груздевой, убийство которой и является завязкой сюжета. Роль эта для актрисы необычна, выходит за рамки ее привычного типажа роковой и самоуверенной блондинки, каковой она, скажем, предстала в знаменитой «Бриллиантовой руке».
Фото из открытых источников интернет143392b48294b78eee2c10e8a7f521f.jpgСветлана Светличная
В киноленте Станислава Говорухина Светлана Светличная совсем иная: заплаканная, нервная, бледная, убитая горем. В скромном темное платье с отложным белым воротником. Говорят, что даже близко знавшие ее люди поначалу не узнали актрису в этом облике.
Непросто шла и работа над ролью. Светличная очень волновалась, что не сможет справиться с образом Нади, потерявшей сестру.
Фото из открытых источников интернет470635.jpg Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»
На помощь актрисе пришел Владимир Высоцкий, который дал ей несколько важных подсказок. По его наблюдениям, женщины в момент потрясения обычно пытаются чем-то занять руки. Диалог Нади и Глеба Жеглова проходил на кухне, и Высоцкий посоветовал актрисе машинально протирать посуду полотенцем. В итоге эта сцена получилась очень органичной.
По словам Светличной:
«вся эта пластика легла на состояние героини.. Володя меня спас. Сказал Говорухину: «Когда приходит беда, женщина обычно начинает стирать или мыть посуду…» – это было очень точно. А еще он предложил мою героиню называть не по имени-отчеству, а просто Надюшей. И сразу стало как-то легко…».
Светлана Светличная всегда подчеркивала в интервью, насколько она благодарна Станиславу Говорухину за то, что пригласил ее в свой фильм, ведь на тот момент у нее был творческий простой.
Фото из открытых источников интернет5266590129adb6901a21e0d0.jpg Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»
Мария Колыванова, по кличке Манька Облигация. (Лариса Удовиченко)
Манька Облигация – один из самых запоминающихся женских образов в фильме. И неважно, что у нее не так много экранного времени.
Непосредственная, живая, яркая и хитрая барышня облегченного поведения запомнилась и своим внешним обликом. Настоящая послевоенная модница: платье с красными розами и рукавами-фонарики полностью в духе послевоенных сороковых годов, а серебряный браслет со змейкой, подаренный бандитом Копченным, – и вовсе блистательная деталь!
Фото из открытых источников интернет scale_1200.png Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»
Кстати, Лариса Удовиченко, талантливо сыгравшая Маньку, поначалу представлялась режиссеру совсем в ином образе. Нам теперь трудно это представить, но Говорухин хотел ей предложить… роль Вари Синичкиной.
Удовиченко же настояла на роли разбитной и нагловатой Маньки. Режиссер даже опешил: мол, как из этой милой, наивной, воздушной юной актрисы, вчерашней студентки, выйдет распутная барышня? К тому же за Удовиченко уже закрепилось киноамплуа лирической героини. Но все же Говорухин согласился на эксперимент. И не ошибся.
Фото из открытых источников интернетmesto.jpg Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»
Между прочим, Говорухин принимал во внимание и некоторые экспромты, что предлагали на съемках актеры. В том числе и Удовиченко. Скажем, эпизод, когда она в кабинете Жеглова задала «орфографический» вопрос о своём прозвище («Облигация или аблигация?»), возник спонтанно: актриса, действительно, встала в тупик из-за неуверенности в правописании. Режиссёру понравилась импровизация, и он решил оставить эту сцену в картине.
Манька сделала Ларису Удовиченко звездой — актриса буквально проснулась знаменитой.
Фото из открытых источников интернет2.jpg Лариса Удовиченко.
В этом образе Удовиченко была настолько убедительна, что после выхода фильма на экраны ей начали присылать письма из тюрем: «Не горюй! Выйду – моей будешь!». Один из заключенных после освобождения явился к ней домой, и актрисе пришлось обращаться за помощью в милицию.
Малоизвестная роль известной Ларисы Удовиченко
Любопытная Варвара3 декабря 2022
Светлана Петровна Волокушина, сообщница и подручная Ручечника.
(Екатерина Градова)
Еще один криминальный женский персонаж. Говорят, актриса Екатерина Градова терпеть не могла эту свою героиню и не любила вспоминать работу в легендарном фильме.
Фото из открытых источников интернет7-51.jpg Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»
Как бы там ни было, но роль получилась. Образ очаровательной спутницы разбитного мошенника, крадущего дорогие шубы, Ручечника, навсегда остался в памяти зрителей.
Кстати, насчет этого кинообраза приходилось сталкиваться с возмущенными мнениями вроде такого: «Об этой самой Волокушиной в фильме говорят как о красавице, а она-то – ничего особенного, тетка рыхлая, поблекшая». Как мне кажется, подобные мнения с высоты снобистского 21 столетия, мягко говоря, не умны и уж, конечно, не справедливы. Потому что не учитывают эстетические идеалы середины прошлого века.
Фото из открытых источников интернетwr-780.jpg Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»
А согласно представлениям послевоенной эпохи, Светлана Волокушина была очень даже эффектной дамой, потому что в ней присутствовали главные привлекательные для того времени черты: белая, холеная, сытая, самодовольная да еще и в норковой шубе.
Фото из открытых источников интернет. scale_1200 (1).jpg Героиня Е. Градовой и красотка эпохи 40-50-х
Вот эту изнеженную, недалекую, абсолютно не обладающую никакими морально-нравственными принципами барышню и удалось достоверно показать Екатерине Градовой.
Екатерина Градова: короткая кинокарьера, любовь к Андрею Миронову, воцерковление, приемный сын
Любопытная Варвара23 марта 2023
Верка-модистка, скупщица краденого. (Людмила Давыдова)
Роль «Верки-модистки», безусловно, стала одной из самых ярких в фильмографии актрисы Людмилы Давыдовой.
Фото из открытых источников интернет2bb60dd4267965526e2be265721f2eba_ce_1280x711x0x5_cropped_1200x628.jpg Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»
Образ этот в фильме только, на первый взгляд, небольшой и проходной. Если вдуматься, за ним – целая судьба. Ведь не от хорошей жизни Верка связалась с бандитами и стала скупщицей краденого. По всему видно, что женщине нелегко приходится в послевоенной жизни. И не слишком много заработала она трудами неправедными. Живет она не в роскошных апартаментах да и не в норковую шубу одета, как, скажем, та же Светлана Волокушина. В общем, выживает, как может. На краю крайней нищеты. А насчет ухажеров – так и вообще слезы одни….Какие среди бандитов ухажеры?
Фото из открытых источников интернет.8_sbCUqN3.jpegКадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»
Думается, это все понимали суровые работники МУРа. Оттого и не с таким уж пристрастием относились они к этой самой очень жалкой Верке.
Кстати, судьба самой актрисы Людмилы Давыдовой тоже оказалась весьма печальной. С мужчинами ей также не везло: многочисленные браки не принесли Давыдовой желанного счастья. Единственной отдушиной была работа. А в 90-х и ее не стало. В возрасте 57 лет актриса начала осознавать, что в будущем ее ждет лишь одинокая старость. Однажды в состоянии депрессии она добровольно оборвала свою жизнь…
Фото из открытых источников интернетdc8c88834335fc627b05c1280971ca7e.jpeg Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»
Анна Дьячкова подруга Фокса (Татьяна Ткач)
Роль Анны, подруги Фокса, стала для актрисы Татьяны Ткач «визитной карточкой».
Нельзя не признать: роль роковой брюнетки, подруги Фокса, как будто писалась специально для Татьяны Ткач. Однако утверждают, что Ткач сама предложила свою кандидатуру режиссеру, и причина была не связана с самой ролью. Просто молодой артистке очень уж хотелось пообщаться с Высоцким.
Фото из открытых источников интернет86.jpgКадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»
Говорухин, в свою очередь, с пониманием отнеся к такой мотивации. Он сразу увидел, что именно такой типаж жгучей колоритной агрессивной брюнетки идеально подходит для образа.
Подчеркивает категоричность, жесткость бандитки Ани такая внешняя деталь, как мужская шляпа. Вот в ней Татьяна Ткач – несомненная женщина-вамп!
Фото из открытых источников интернетscale_1200 (3).jpg Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»
А сама Татьяна Ткач воспринимала свою героиню как персону неоднозначную. С одной стороны, явно склонную к самостоятельным авантюрам. С другой – способную совершать «неблаговидные поступки» из любви к мужчине и, вероятно, под его давлением. Даже само появление Ани в банде было связано только с её желанием находиться рядом с Фоксом, считает Ткач.
Фото из открытых источников интернет maxresdefault (3).jpg Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»
При этом, любопытно, что актриса ни разу не пересекалась с игравшим Фокса Александром Белявским на съёмочной площадке. Их первая встреча произошла спустя много лет после выхода «Места встречи…».
Татьяна Ткач: совсем не роковая, но фантастически красивая женщина, что с годами только краше
Любопытная Варвара1 августа 2023
Клавдия, подруга Горбатого, участница банды. (Валерия Заклунная)
В конце 70-х Валерия Заклунная заслуженно считалась одной из самых красивых советских актрис. И Говорухин полагал, что именно ее величавая, строгая красота идеально подходит для роли подруги главаря банды «Черная кошка».
Однако недоразумение случилось еще на первоначальном этапе. Дело в том, что, получив предложение режиссера, Валерия Заклунная искренне думала, что ей дадут главную роль. Даже фантазировала, что Говорухин превратит в женщину Жеглова, либо Шарапова.
Фото из открытых источников интернет MV5BYzVmZTNjY2MtZjQxOC00MDcwLWI2ZDQtNzUzOGZiM2FlNzBlXkEyXkFqcGdeQXVyNjg3MTIwODI@._V1_FMjpg_UX1000_.jpg Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»
Но, прочитав сценарий, опешила: ее Клавдии отведено всего несколько реплик?
Однако Говорухин сумел убедить актрису, что ее Клаша — это фактически главный персонаж кинокартины: «Банду придумала, дела разрабатывала, и никто её не поймал». К тому же осталась на свободе со всем награбленным.
Фото из открытых источников интернет. 1666784605_56-mykaleidoscope-ru-p-aktrisa-valeriya-zaklunnaya-krasivo-61.jpgКадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»
В общем, он убедил актрису. А потом в ходе работы и заинтересовал, предложив, как обычно, метод использования говорящей психологической детали. Помните, эпизод, когда Клаша сидит и немножко нервно гладит кошку своей тонкой рукой с красивым маникюром? О многом говорит, не правда ли? Прежде всего, о сдержанности героини, о ее силе воли, способности скрывать эмоции.
Фото из открытых источников интернет. imgpreview (1).jpg
Вот такие они, женские образы в знаменитом фильме. Но надо сказать, что в этой статье я вспомнила не все женские лица, присутствующие в прекрасном фильме. Есть и еще совсем крошечные роли. Однако и они чрезвычайно любопытны. И о них я расскажу в следующей статье. Так что
Продолжение следует