«Леди Макбет Мценского уезда» — на месте ли тут Наталья Андрейченко?

Этот фильм очень редко вспоминают, хотя, он сделан профессионально. Мастер депрессивных зрелищ Роман Балаян, вошедший в историю нашего кинематографа с «Полётами во сне и наяву» (1982), сделал свой синема-вариант лесковского очерка в разгар Перестройки, а тогда всем хотелось «разоблачительных» тем и современных реалий, а потому целый пласт неплохих экранизаций оказался в тени.

Кадр из фильма «Леди Макбет Мценского уезда» (1989). Скриншот.

Хотя, я отлично помню материалы о «Леди Макбет Мценского уезда» (1989) в журнале «Советский экран», где всё внимание упиралось в сцены физическoй стрaсти Катерины Измайловой и беспутного красавца Серёженьки. Эпоха была дурная – без «этого» не выходил почти ни один фильм. Благо, там были задействованы самые эффектные актёры – Наталья Андрейченко и Александр Абдулов.

Кадр из фильма «Леди Макбет Мценского уезда» (1989). Скриншот.

Кадр из фильма «Леди Макбет Мценского уезда» (1989). Скриншот.

Читала тут в одном блоге разбор – мол, Андрейченко вообще ни разу не Катерина Измайлова, ибо та по идее купеческая красавица, кровь с молоком, тогда как Анлрейченко – траченая молью да битая жизнью дамочка. И – море комментариев с лайками, что даа-а-ааа, ни разу не купчиха. Это значит, люди в своей массе не открывали книжку, ибо Измайлова совсем иная, никак не Элина Быстрицкая и не Людмила Хитяева.

Кадр из фильма «Леди Макбет Мценского уезда» (1989). Скриншот.

Кадр из фильма «Леди Макбет Мценского уезда» (1989). Скриншот.

Итак, предоставим слово самому автору: «Катерина Львовна не родилась красавицей, но была по наружности женщина очень приятная. Ей от роду шел всего двадцать четвертый год; росту она была невысокого, но стройная, шея точно из мрамора выточенная, плечи круглые, грyдь крепкая, носик прямой, тоненький». Но! Андрейченко старше своей героини, да и вот ещё что: «…глаза чёрные, живые, белый высокий лоб и чёрные, аж досиня черные волосы».

Кадр из фильма «Леди Макбет Мценского уезда» (1989). Скриншот.

Кадр из фильма «Леди Макбет Мценского уезда» (1989). Скриншот.

То есть у Измайловой была «пиковая» масть, а не «червонная», как нам показали в кинокартине, да и Сергей описывается, как «…молодец с дерзким красивым лицом, обрамленным чёрными как смоль кудрями и едва пробивающейся бородкой». В эпоху, когда это сочинялось, наиболее привлекательными считались брюнеты и – брюнетки, а 1980-х эта деталь не играла особой роли, поэтому вполне подходящих под описание актёров не стали грубо красить.

Кадр из фильма «Леди Макбет Мценского уезда» (1989). Скриншот.

Кадр из фильма «Леди Макбет Мценского уезда» (1989). Скриншот.

Итак, вернёмся к Измайловой – у Лескова есть чёткое указание на её скромную массу тела: «Да что, три пуда в вас потянуло. Вас, я так рассуждаю, целый день на руках носить надо — и то не уморишься, а только за удовольствие это будешь для себя чувствовать». Пуд — 16,38 кг, вот и считайте. Скучающая купчиха – лёгкая и худоватая для эстетических норм своего сословия. Зато свежая, и нагулять вес – дело нехитрое.

Кадр из фильма «Леди Макбет Мценского уезда» (1989). Скриншот.

Кадр из фильма «Леди Макбет Мценского уезда» (1989). Скриншот.

Конечно, литературный первоисточник – лучше и глубже. Лесков – мастер этакого отстранённого повествования, за которым скрывается, но слышится боль. Тем не менее, умелый сценарист Павел Финн в содружестве с вышеупомянутым Романом Балаяном сделали добротное зрелище. Мощно показана обволакивающая скука, в тенетах которой мается энергичная и – примитивная женщина.

Кадр из фильма «Леди Макбет Мценского уезда» (1989). Скриншот.

Кадр из фильма «Леди Макбет Мценского уезда» (1989). Скриншот.

Работник Серёжа – это не любовь; это, как в другом (гораздо более известном) фильме: «Ты ж на меня от тоски бросилась!» Нам и явили ту самую, всепожирающую тоску – день за днём, а годы словно бы уходят, как вода в песок. Люди, не имеющие кругозора, впадают в депрессию чаще, нежели образованные и творческие. Ибо им неоткуда взять источник бытия и вдохновения.

Кадр из фильма «Леди Макбет Мценского уезда» (1989). https://7days.ru/

Кадр из фильма «Леди Макбет Мценского уезда» (1989). https://7days.ru/

Однoклеточные женщины разгоняют грусть именно любовными впечатлениями. Это – самое лёгкое. Как для мужика – водка. Помните купеческих дочек из «Женитьбы Бальзаминова»? Тех, что плясали канкан и вопили: ‘C’est drole!’ Ровно такие же, но ещё незамужние. Андрейченко великолепно сыграла пустую, как жбан и унылую женщину, не умеющую себя занять.

Кадр из фильма «Леди Макбет Мценского уезда» (1989). Скриншот.

Кадр из фильма «Леди Макбет Мценского уезда» (1989). Скриншот.

Книг она не читает (этот момент так же указан Лесковым и отражён в сценарии), а хозяйством не интересуется. При всех удачных раскладах из неё впоследствии не получилась бы Васса Железнова. Только …Белотелова из той самой «Женитьбы Бальзаминова». Скучно? Дайте кавалера и будемте скучать вместе. У актрисы – живые глаза, но она так круто «гасит» свой взгляд в ряде сцен, так прочувствованно играет «ничто»…

Кадр из фильма «Леди Макбет Мценского уезда» (1989). Скриншот.

Кадр из фильма «Леди Макбет Мценского уезда» (1989). Скриншот.

Фильм можно посмотреть только ради этого преображения острой Андрейченко в снулую рыбицу. Зато! Сережа / Абдулов её воспламеняет. Разница – колоссальна. И мы видим, как ради этой искры Катерина идёт на преступления, а потом – на каторгу. И финал её – страшен. А всё – из-за …неумения жить и пользоваться этой разнообразной жизнью. И ещё здесь прекрасен Николай Пастухов в образе обманутого мужа — ему всё сочувствие…

Zina KorZina (c)