Кого реально жалко в фильме «Зимняя вишня»?

Когда говорят о фильме «Зимняя вишня» (1985), то всегда жалеют симпатичную и — несчастливую Олю, «разведёнку с прицепом», да ещё и любовницу немолодого, лишённого всякой эффектности увальня. Да и этот тюфячок не собирается бросать жену ради возлюбленной.

Однако по-настоящему жалко не Олю — эта дамочка сама творец своей убогой реальности. Ей судьба предоставила шанс, однако же, галантный и — сдержанный Герберт оказался …слишком хорош для женщины, привыкшей сидеть в эмоциональной яме, ожидая свидания с мешковатым Вадиком.

Оля живёт, вернее - существует лишь ради этих свиданий с мешковатым Вадиком, женатым и малоинтересным мужчиной. Скрин экрана.

Оля живёт, вернее — существует лишь ради этих свиданий с мешковатым Вадиком, женатым и малоинтересным мужчиной. Скрин экрана.

Так вот, по-настоящему драматична линия ребёнка — того самого «прицепа». Антошка для Оли — постольку-поскольку. Она его родила «потому что так надо» и очень заметно, как она тяготится его наличием в своей «нелёгкой бабьей жизни».

Антошку беспрестанно сбагривают и отсылают куда подальше: то к бывшей свекрови, то на пятидневку. Мальчик растёт как-то сам по себе, приучаясь терпеть холодность и равнодушие со стороны самого главное человека — матери.

Сыночек Антошка свою маму интересует постольку-поскольку. Скрин экрана.

Такой сорт женщин (для которых мужчина важнее ребёнка) обычно говорят себе: «Ничего! Зато у меня растёт настоящий мужик, а не маменькин сыночек». Антошка же чудовищно страдает. Как он истошно кричит: «Я не хочу на пятидневку!»

И повторяет-повторяет-повторяет… А у мамы — дурное расположение духа и она решила «опять попробовать» создать семью. До Оли не доходит, что у неё уже есть семья — это Антошка и он обожает свою мать. Терпит ради неё, хотя он ещё маленький.

Ребёнок радуется, что приехал потрясающий Герберт Мартинович. Скрин экрана.

Ребёнок радуется, что приехал потрясающий Герберт Мартинович. Скрин экрана.

Интересно, что Антошка очень обрадовался появлению Герберта в жизни Оли. Пока сердобольные подруги давали советы — как жить и во что одеться — а Оля упаковывала чемодан, Антошка неотрывно глядел в окно — ждал Герберта. И радостно поехал в Москву с «новым папой», который в свою очередь проявил заботу по отношению к мальчику.

Но — нет! Для мамы важнее любовь-морковь и — тухлый Вадим. Он хозяйским, деловым жестом вытаскивает сначала Олю (та слабенько, но радостно сопротивляется), а затем и Антошку… А что делать? Антон — мужик. Должен терпеть.

Но нет. Не суждено Антошке поиграть в красивые игрушки - его мама сама любит быть такой игрушкой. В руках унылого и тухлого Вадима. Скрин экрана.

Но нет. Не суждено Антошке поиграть в красивые игрушки — его мама сама любит быть такой игрушкой. В руках унылого и тухлого Вадима. Скрин экрана.

Дитя, конечно, брыкается — ему хочется туда, в новую жизнь с красивыми игрушками — он не эгоист, он имеет на это право, но — увы. В следующее мгновение он затихает и покорно успокаивается. Мама-Оля уже всё решила: она совсем не обожает предсказуемого, а потому — скучного для неё Герберта.

Ей нужны бесконечные качели: то взлёт, то — мордой в грязь. А Вадим ей это с удовольствием обеспечивает. Средне-паршивый мужчинка безумно рад, что увёл-таки свою женщину у владельца Мерседеса. А что Антошка? Так, личинка. Его мнение для взрослых — колыхание воздуха.