В кинофильме «Афоня» (1975) есть один странный эпизодический персонаж, который всем заметен — это сложно пропустить, — однако же, мало кто задумывается, кем могла быть та принцесса Грёза в голубом платье и кудрявом парике. Тогда в моде были именно такие ГДРовские кудри-шапки, и дамы из торговли их с удовольствием надевали «на гулянье». Стоп.
Когда Афоня сказал, что это, мол, председатель нашего месткома, было нереально смешно. Предместкома выглядели, как Шурочка из «Служебного романа». Скриншот экрана.
Чем дама по имени Людмила (она там представилась, если вы помните) — странная? Не только колоссальными размерами бюста и громадными ногами, как у сильного мужика. Возрастом! Ей явно 30+ даже на вид. В те годы на танцы, ещё не называемые дискотеками, ходила исключительно молодёжь плюс — иногда! — мужики чуть за 30, вроде главгероя. Но он — отщепенец, гуляка.
Обратите внимание — два маргинальных мужика 30+ выясняют отношения среди молодёжи. Скриншот экрана.
Это могли быть раздолбаи (вроде самого Афони или того придурка, с которым Афоня подрался после бала), разведённые бабники или же — «ходоки», как тогда называли мужчин, любящих пойти налево. Припрутся на танцы и увлекают юных второкурсниц. Мы их видели в зале. А тут — зрелая баба со скучающим лицом стоит в компании студентов и фабричных девчат.
Многие дамы из сферы обслуживания тогда одевались ярко и броско, ведя вольный-холостой образ жизни. Скриншот экрана.
Да. Я там произнесла слово «торговля». Или буфет. Или снабжение. Или — гостиница. Вот эти женщины, в отличие от инженерш, врачих или, например, телефонисток, очень долго развлекались и — кувыркались. Они надевали высокие парики, покупали импортную обувь и дольше иных носили нечто …даже не молодёжное, а какое-то яркое. Привлекающее мужчин особого сорта.
У женщины — хороший маникюр, стало быть, работа не физическая. Скриншот экрана.
Например, покупали в комиссионке индийскую ткань с люрексом (это добро тогда привозили загран-командировочные и очень неплохо торговали этими дешёвыми, но манящими тряпками). Такого рода красавицы — корпулентные и сытые — часто знакомились, особенно на южных курортах или вот так — на танцульках, куда не стеснялись шастать.
Скучающая женщина-фатум. А может её бросил очередной кавалер и она грустна? И Афоня — просто месть том, который бросил? Скриншот экрана.
Конечно же, Данелия сгустил краски, явив эту «вишенку на торте» чересчур карикатурной. Её карикатурность — в апатии, переходящей в буйный танец. И — опять в апатию. Ей пофиг. Она спокойно пошла с Афоней к себе домой, и столь же спокойно его «отпустила» драться. Волоокая и плавная. В платьице не по годам и не по фигуре, если честно. Платье для худенькой 18-летней девушки.
На самом деле, этот комический образ — более чем печальный. Скриншот экрана.
На деле подобные тётки были несколько более активными — примерно как в «энергичном танце» и волокли к себе кавалеров с энтузиазмом древнего охотника, наконец-то завалившего ценного зверя. Но тип схвачен верно — дама из «системы распределения». Они были очень раскованными в плане любви и общество им приписывало разнообразные пороки…