Как советские мультипликаторы испортили сказку про Дюймовочку

Помните этот мультфильм 1964 года? Уверена, что да. Его часто показывали по телевизору и в кинотеатрах. Снят он по знаменитой сказке Ганса Кристиана Андерсена. Сюжет мультфильма вы наверняка тоже помните: жила-была одинокая женщина, и она очень хотела, чтобы у нее был ребеночек. Она пошла к доброй колдунье, колдунья дала ей зерно, женщина посадила его в землю, ухаживала за ним, из зерна вырос тюльпан, а когда он раскрылся, то в цветке обнаружилась крохотная девочка ростом в один дюйм. Собственно, поэтому ее и нарекли Дюймовочкой.

В дельнейшем жизнь у Дюймовочки сложилась так, что хватит на полноценный боевик: сначала ее похитила Жаба и преподнесла в подарок своему противному инфантильному сынку. Типичная яжмать с этожсыночкой. Помните шедевральное: «Ну вот поели, можно и поспать. Ну вот поспали, можно и поесть»? При помощи рыбок и рака Дюймовочке удалось сбежать от этой семейки, но затем она попала в лапы коварного обольстителя — Жука. Жук типичный ловелас, сходу берет наивную девочку в оборот, вешает ей на уши пару тонн спагетти и предлагает стать его женой. Вы только посмотрите на него. Очень сильно напоминает какого-то отставного военного:

-3

Знаете, кого он мне сильно напоминает? Акакия Назарыча Ушицу из фильма «Ах, водевиль, водевиль»:

Любовь смешенье огня и льда,
Кому нектар, кому отрава.
Для жалких штатских любовь беда,
А для меня одна забава.

Вот и для Жука этого любовь забава, он играет в любовь, а неопытная в отношениях Дюймовочка этого не поняла и поверила Жуку. А Жук, наслушавшись «мнений света», разочаровался в своей избраннице и бросил ее. Наверняка она была не первая, с кем он так поступил. Униженная, всеми покинутая Дюймовочка едва не погибает от голода и холода, но попадает к Кроту — слепому богачу. Ему все равно, как выглядит его невеста, лишь бы ела поменьше. Этакий Эбенезер Скрудж звериного мира.

-4

Собственно говоря, такие браки случаются регулярно, когда юные прелестницы выходят замуж за престарелых юношей, но их жертва полностью оправдывается приятным бонусом: после кончины старца такая жена превращается в молодую богатую и очень завидную невесту. Если девушка достаточно расчетлива и терпелива, то лет через 10 она вполне может стать полностью свободной и жить с унаследованными миллионами так, как она хочет. Только вот Дюймовочка хотела вовсе не денег — она искала любви: «Я любви искала и не нашла!» (с). И тут на помощь несчастной бесприданнице приходит спасенная ею ласточка. Она уносит Дюймовочку в некие Теплые Края (судя по пейзажам, это Греция). И вот тут начинается самое интересное. Дюймовочка встречается с Королем эльфов. Едва увидев ее, Король спрашивает:

— Как вас зовут, красавица?

На что Дюймовочка отвечает:

— Дюймовочка.

— Ах, какое прекрасное имя!

Король тут же возжелал сделать ее своей женой, встает перед ней на колени и делает ей предложение. Однако добавляет весьма показательную фразу:

— Но если вы мне откажете, я умру от горя!

И продолжает, даже не выслушав Дюймовочку:

— Ах! Умираю!..

После чего картинно хватается за сердце и валится в обморок.

А король-то на шпильках!

А король-то на шпильках!

В детстве мы просто замирали на этой сцене: кака лубофф! Перепуганная и одновременно обрадованная тем, что и для нее нашелся прЫнц, Дюймовочка кидается к нему и соглашается на брак. Хэппи энд, свадебный марш, все стирают слезы счастья.

А вот как бы не так! На самом деле Дюймовочке крупно не повезло (в очередной раз), ибо и этот Король точно так же деструктивен, как и все предыдущие кандидаты в мужья. Что происходит на самом деле, если не обращать внимания на романтический флёр? Мы имеем место с дешевой и мepзкой манипуляцией. Король не интересуется, нравится ли он Дюймовочке, он ставит ее перед фактом: или ты выходишь за меня замуж, или я умру, и виновата в этом будешь ты. По большому счету этот Король инфантильный и довольно примитивный эгоист. Он эмоционально незрелая личность, муж-мальчик, муж-дитя. Психологический младенец с выросшей женилкой. Его интересуют только собственные желания и чувства.

Обратите внимание на лица эльфов. Они все понимают.

Обратите внимание на лица эльфов. Они все понимают.

Что ждет женщину в браке с таким королем-эльфом? Эйфория новизны пройдет, и начнутся концерты по заявкам сельских тружеников. Ей постоянно придется поддерживать корону на его голове, а он на постоянной основе будет валиться в обморок и умирать. Чуть что не по нём — Ах, я умираю! — и брык на пол. Наверняка у кого-то из вас есть такие родственники, регулярно устраивающие умирание. У моей коллеги по работе был такой отец. Чуть стоило дочери выйти из-под контроля — звонил среди рабочего дня, с хрипами и стонами сообщал, что ему плохо и бросал трубку. Коллега, бросив работу, в панике мчалась через весь город, а в квартире ее ждал довольный папочка: «А вот ты мне вчера не позвонила, поэтому я и решил так сделать». У соседки была такая мать: как только дочь заневестилась, мама сразу «тяжело заболела» и начала умирать. Короче говоря, соседка вышла замуж только в 43 года, когда мать наконец-то умерла по-настоящему. Встречаются и мужья такие. Там, правда, не умирание, а уйду-уеду-разведусь.

А самое интересное в том, что в оригинале у Андерсена ни о каких манипуляциях нет и речи, а Король ведет себя абсолютно здоровым образом. Вот как выглядит финал в литературном источнике:

-7

Обратите внимание, что он и имя Дюймовочки называет гадким и дает ей другое, а в нашем мультике этот крылатый метросексуал в полном восхищении:

— Ах, какое прекрасное имя!

Чувствуете разницу? И что получилось в итоге: Андерсен представил в сказке четыре самых распространенных типа женихов: маменькин сынок, ловелас, равнодушный богач и нормальный мужчина. А мораль сказки такова: не торопись, не кидайся ни за богатством, ни за внешним лоском, жди своего короля, который будет заботиться о тебе, а не о себе. В нашем же мультике из-за этой подмены вся мораль сошла на нет, адекватного мужчину заменили на манипулятора, и самое главное в сказке — мораль — полностью исчезло, от чего сказка стала анти-сказкой.

-8