Здесь были люди! И какие! Талантливые актёры, добрые режиссёры, гениальный композитор, авторы, которые мечтали экранизировать свою научно-фантастическую повесть. Но… всегда есть но. Обстоятельства, которые меняют назначенные планы. По воле судьбы в повествование вмешивается магия: она пронизывает творческие начинания, заглядывает в павильон и порой оставляет не самые радостные воспоминания. Новогодняя сказка, вобравшая в себя столько тепла и света, столько хорошей музыки и нежных слов, сыграла злую шутку с теми, кто её создавал.

кадр из фильма «Чародеи», реж. К. Бромберг, 1982 г.
С вами Алинчик, и я умею интриговать! Сегодня вас ждут 10 историй со съёмочной площадки, которые достанут из небытия почти все подводные камни фильма 1982 года.
1. За что боролись?🤷♀️
Итак, давайте посмотрим, какой путь прошли наши «Чародеи» от первого дубля, до финальных титров. Начнём с того, что режиссёр-постановщик картины Константин Бромберг снимать фильм не хотел. Оно и понятно, ведь в качестве сценария ему предложили запрещённую повесть!
«Я просто перепугался, потому что экранизировать в условиях советского кино «Понедельник начинается в субботу» было совершенно нереально»!
Константин Бромберг
Но загвоздка в том, что воплотить произведения на экране очень хотел один из авторов – Аркадий Стругацкий. Разве можно обидеть гения? Бромберг с опаской взялся за дело, не зная, стоит ли играть свеч.
Аркадий и Борис Стругацкие. Источник фото: https://ria.ru/20121121/911626962.html
Как многие знают, новогодний мюзикл «Чародеи» сильно отличается от своего литературного прародителя. В условиях советской цензуры, режиссёр был вынужден снимать картину «по мотивам», урезать провокационные моменты и добавлять яркие краски, закрывая тем самым острую сатиру на общественные пороки и политическую жизнь страны. Но даже в таком виде комитет Госкино не давал картине оптимистичных прогнозов. Братья Стругацкие и подавно не оценили старания режиссёра, саму экранизацию возненавидели. «Фильм на троечку» – пожалуй, самая безобидная фраза, которую они отпустили в адрес Бромберга после премьеры.
2. Напросилась!👰

Александра Яковлева в роли Алёны Игоревны Саниной
Константин Бромберг подходил к выбору Алёнушки педантично – богини советского кинематографа раз за разом получали от него отказ. Были мысли попробовать Елену Кореневу, но актриса в том же году иммигрировала в Соединенные Штаты. И вот, когда съемочная группа уже была близка к отчаянью, на пороге появилась молодая и амбициозная Александра Яковлева. Девушка заверила, что воплотит все задумки режиссёра, возражений не приняла – Константину Леонидовичу ничего не оставалось, кроме как посмотреть на неё в кадре.
«Вы можете себе представить? У девчонки, которая и так в кино попала в двадцать лет, в двадцать с небольшим уже были «Чародеи». В такие моменты ты понимаешь, как тебе повезло. Вот это чародейство! Вот, в чём волшебство…»
Александра Яковлева, исполнительница роли Алёны Игоревны
Как видим, своей работой в фильме Яковлева оставалась довольна до конца дней, но вот о некоторых коллегах по фильму она бы точно предпочла забыть…
3. Красота не торопится!💖
кадр из фильма
Не приглянулась молодая актриса своему звёздному партнеру Валентину Гафту:
«Ей нужно было войти в роль: в одном кадре добро, в другом кадре зло… Я понимаю, почему она так долго сидит у зеркала»
Виктория Лазич, подруга режиссёра-постановщика
До тех пор, пока лицо не выглядело безупречным, актриса в кадр не выходила. Порой подготовка занимала несколько часов: так долго ждать Алёну Игоревну господин Сатанеев просто не мог. На сторону Гафта встала почти вся съёмочная группа, за исключением оператора-постановщика. Константин Апрятин готов был ждать актрису и выполнять маленькие просьбы, который почти всегда касались редактуры киноленты. С её подачи фильм «Чародеи» перенасытился крупными планами Алёны Игоревны. И, да, на экране Яковлева безупречна!
4. Ночной Иванушка🤴
Александр Абдулов – секс-символ эпохи, который по ряду причин не нравился чиновникам. В свою очередь, режиссер картины был убеждён, что брать другого артиста на главную роль нельзя. Даже всеми любимый Олег Янковский в образе Ивана Константину Леонидовичу не приглянулся.
Абдулов и Яковлева в фильме «Чародеи»
Тем временем высокопоставленные люди из Госкино сделали выбор за Бромберга – играть будет Сергей Проханов. Но уже первые кадры с молодым артистом подтвердили опасения режиссёра: исполнителя надо менять на Абдулова, пара не смотрится гармонично. Наконец, неугодный чиновникам актёр был утверждён, но проблемы на этом не закончились.
«Саша может, но только ночью» – второй режиссёр «Чародеев» Юлия Константинова прекрасно помнила, какие условия были поставлены актёром. На тот момент Александр Гавриилович снимался сразу в четырёх картинах и режиссёру ничего не оставалось, кроме как подстроиться под Абдулова.
5. Чертовщина да и только!👽
Природные условия, как и высокопоставленные лица, картине не помогали. Снимать нужно было в кратчайшие сроки, а на дворе стоял апрель.
«Ещё были клочки снега. Ну и вот рабочие этой группы стали этот снег сгребать и делать такой сугробик. Если съемка идёт со стороны, то этот гребень создавал ощущение, что на дворе зима и снег лежит»
Юрий Белов, историк кино и фотограф
Чародействовали актёры в старинном городе Суздаль, где сказкой пропитан каждый элемент архитектуры. И всё же природной магии режиссёрам не хватило: прибегли к комбинированным съемкам. На соседние здания натягивали простыни, на вершину дома поднимали голову коня. В общем, сделали столько манипуляций, что высшие силы просто не смогли пройти мимо!
кадр из фильма
«Над нами зависла летающая тарелка. И это явно был не самолет и никакой другой предмет, потому как она висела несколько минут»
Об этом случае без какой-либо иронии повествует Юлия Константинова. Мол, увидел Абдулов НЛО, вскрикнул от ужаса, а после побледнели и все актёры на площадке. Разумеется, проверять бесполезно. Можно только верить.
6. Сам себя построил😎
«Как хорошо – люди, гроза… Ещё бы дождь пошёл» – удивительно, но почти все реплики своего героя Семён Фарада сочинял на ходу. Гость с юга не должен был задержаться на экране больше положенных двух-трех минут, но удачные импровизации актёра разрушили сценарные планы. В результате, персонаж, блуждающий в коридорах «Останкино», сменил статус эпизодического чуть ли не на статус основного героя картины.
«Кто так строит?» – эту знаменитую фразу Семен Фарада ещё не раз услышит на улицах Москвы от своих почитателей, но будет этому не рад.
Семён Фарада в фильме «Чародеи»
7. Безбожно сокращали❌
Гость с юга был не вполне доволен своей ролью по понятным причинам. Вся страна теперь ассоциировала его с невезучим авантюристом из «НУИНУ», который на протяжении всего фильма пытался вырваться на свободу. Люди останавливали актера на улице, выкрикивали цитаты, пародировали его походку. Но никому и в голову не приходило, как много вложил Семён Фарада в свои эпизоды. Актёр был человеком искусства с головы до ног: в один из дней ему захотелось намочить носки, чтобы оставить на полу мокрые следы и тем самым усилить комичность ситуации. А сколько ещё реплик, выходок и гримас было придумано им на площадке – и всё осталось за кадром! Вот вам и вторая причина невзлюбить «Чародеев».
кадр из фильма
Но, думаю, куда обиднее было Георгию Вицину, которого пригласили озвучить говорящего кота. Не нужно объяснять, кого этот персонаж напомнил руководству Госкино и почему почти все сцены с ним пришлось убрать.
«Шёл 81-82 год – Булгакова мы читали только в самиздате» – объясняет Юлия Константинова. Любая ассоциация с романом «Мастер и Маргарита» в то время была преградой для режиссёров.
«Эти кадры не вошли… Они и войти не могли!» – подтверждает вышесказанное Виктория Лазич
8. Вычеркнула из жизни😥
Сложно поверить, но за эту чудесную музыкальную сказку о любви кому-то может быть стыдно! Исполнительница роли Шамаханской уже много лет жалеет о том, что приняла участие в картине.
Екатерина Васильева в роли Шамаханской
«Там вроде бы всё так и ничего, но когда начинаются заклинания какие-то, все эти дела – мне прям дурно! Где была моя голова? Головы не было. Поэтому я не люблю вспоминать об этом» – холодно отвечает на вопросы журналистов Екатерина Васильева
В начале девяностых годов она оставила кинематограф, ушла в монастырь, дабы разделить веру со своим единственным сыном, который выбрал жизненный путь священника. Теперешние взгляды актрисы вполне объясняют такое отношение к магии, пусть даже, к доброй и новогодней.
9. Забыли в павильоне😲
Михаил Светин (в роли Брыля) и Эммануил Виторган (в роли Коврова) в фильме «Чародеи»
Уж кто-кто, а человек юмора должен относиться к работе и к славе без сожаления. «Хватит уже!» – вот и комик Михаил Светин одной своей фразой рушит все предубеждения. Не хочет вспоминать сказку. А всё потому, что роль Брыля из «Чародеев» преследовала его всю жизнь. Как и Семён Фарада, актёр жаждал выйти за рамки полюбившегося образа, но сделать это было трудно. Труднее актёру давались только воспоминания о съёмочном процессе – в сердце осталась обида на равнодушный коллектив. Дело в том, что во время комбинированных съемок Михаила Семёновича подвесили над площадкой и забыли. Но с этой версией готовы спорить участники событий: Вагонный явно преувеличивает!
«Потому что ему эта минута, когда его оставили, пока настраивали камеру, показалась вечностью… Это продолжалось минуту!»
Юлия Константинова
10. Меня не спрашивали!🤔
Пересматривая под Новый Год старые добрый фильмы, мало кто размышляет о людях, которые занимались музыкальными чудесами «Чародеев» вне камер. Разумеется, помнят композитора Евгения Крылатова, помнят песню «Снежинка», ну а что насчёт исполнительницы? За Нину (сестрёнку главного героя) в этом эпизоде спела Ольга Рождественская. В то время она и сама была ребёнком, а ко всему прочему ещё и наследницей выдающихся музыкантов.
Анна Ашимова в роли Нины
С малых лет Ольга получила шанс продолжить путь своей мамы – Жанны Рождественской. Она пробовала себя в закадровой работе, записывала песни для киносказок, которые мы пересматриваем по сей день. Такая карьера была и остается мечтой для миллионов… но не для маленькой Ольги!
«На самом деле, мне это было ужасно влом. Мне очень хотелось быть с детьми, но меня не спрашивали. Меня брали и везли!»
Ольга Рождественская, советская и российская певица
Как видим, не спрашивать – главное правило фильма «Чародеи»…☺🙂
кадр из фильма
- Никто не советовался с Валентином Гафтом в вопросах редактуры: доверяя интуиции, режиссеры включали в готовую версию его случайные шутки, дубли, которые сам актёр считал неудачными. А что в итоге? Советские зрители восторгались хитрым Сатанеевым всякий раз, как он флиртовал с Алёнушкой и мысленно перекусывал шею директриссы!
- Не ставили в известность театрального режиссёра Юрия Любимова: тайными путями Юлия Константинова уводила со сцены «Таганки» ведущего актёра Валерия Золотухина. И всё ради съемок с Екатериной Васильевой.
- Не ждали милости от Абдулова. Пусть и не сразу, но Бромберг уломал его спеть для Алёнушки знаменитую «Представь себе». С этой песней Александр Гавриилович дебютировал на киноэкране в качестве исполнителя.
И, может быть, такой подход не везде и не во всём гарантирует качественный результат, но фильм «Чародеи» точно стоил всех лишений и обид. Авторы, актёры, режиссёры – все они оценивают картину, основываясь на личном опыте. У них есть причины забыть сказку, но она несмотря ни на какие беды вошла в культурный код нашей страны. И лично я верю, что чужие воспоминания ничуть не помешают нам впустить в свой дом «Чародеев» в канун Нового Года.