Икра, царь и соблазнительная царица — все было настоящим: как снимали «Иван Васильевич меняет профессию»

Крачковская чуть не погибла во время съемок, кто-то съел реквизит, а машину времени собирали из самогонных аппаратов.

кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Сложно поверить, но комедия Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» лежит пьеса Михаила Булгакова, некогда забракованная критиками. При жизни автора она так и не была поставлена в театре или напечатана. И только в 1965 году читатели смогли познакомиться с историей об инженере из будущего, создавшем машину времени и перенесшем в свой XX век царя Ивана Грозного.

Гайдай хотел снимать киноленту по мотивам другого произведения Булгакова «Бег», но эту задумку реализовать не удалось, тогда он обратился к пьесе «Иван Васильевич».

-2

Роль царя и управдома Бунши режиссер мечтал отдать Юрию Никулина, до этого он снимал актера в «Бриллиантовой руке». Но Никулин отказался: «Ты понимаешь, это Булгаков. Фильм ляжет на полку! Что ж я буду сниматься, а потом это никто не увидит».

пробы на роль Бунши-Царя
-3-2
-3-3

пробы на роль Бунши-Царя

В результате на роль пробовались Евгений Евстигнеев, Евгений Лебедев, Владимир Этуш, Сергей Никоненко и Георгий Вицин. Утвердили Юрия Яковлева, блестяще сумевшего перевоплотиться на пробах из смешного Бунши в грозного царя.

\жорж \милославский

\жорж \милославский

Жору Милославского мог играть Андрей Миронов, но худсовет воспротивился, две роли обаятельных негодяев подряд, да и вообще Миронов слишком интеллигентен для подобной роли. Так в картину попал Леонид Куравлев. Утвердили его после блистательно сыгранной сцены, где Жорж Милославский говорит: «Не приставай к царю!».

А вот касательно того, что инженера-изобретателя Тимофеева должен играть именно Александр Демьяненко споров не было.

кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"

кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Кремль времен Ивана Грозного снимали в Ростовском белокаменном Кремле. Иностранные туристы были в полном восторге, когда мимо них маршировали стрельцы в красных кафтанах. Руководство музея попросило съемочную группу оставить им два кафтана и топорика на длинной палке. И с тех пор туристические группы с хлебом-солью встречали работники музея в костюмах из фильма. (Интересно, сохраняется ли эта традиция).

кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"

кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Наталья Крачковская очень боялась высоты и отказывалась перелезать через перила балкона, чтобы добраться до своего пропавшего мужа. Режиссер обманул ее, заверил, что внизу ее будут страховать и будет специальная люлька с людьми, готовыми в любой момент ее поймать. Актриса начала выполнять трюк, посмотрела вниз, и… не увидела никого! От страха она поскользнулась и повисла на перилах. Второй раз сцену снимать не стали и вычеркнули из сценария.

Во время съемок актриса похудела на двадцать килограмм, виной всему была болезнь – воспаление легких. Режиссер очень ругался: «Наташа, это невозможно смонтировать. В дверь ты вошла в одной весовой категории, а вышла в другой. Срочно поправляйся!». С тем пор Гадай сам следил за питанием Крачковской – назначил ей диеты из мяса на завтрак, трех тарелок борща на обед и трех порций оладушек с медом на ужин. За неделю Крачковская пришла в форму для съемок.

кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"

кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Владимир Этуш, сыгравший роль ограбленного стоматолога, боялся, что большая овчарка, которой его герой по сценарию жалуется: «Украли магнитофона — три… куртки — три», может его укусить. Кинологи подначивали, что вообще она может и цапнуть.

-8

Модный гардероб для Зины, жены профессора Тимофеева, киноактрисы и звезды, создавал Вячеслав Зайцев.

кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"

кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Актриса Наталья Селезнева, сыгравшая Зину, в юности была влюблена в актера Юрия Яковлева и на съемках не могла удержаться и кокетничала напропалую.

кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"

кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Когда снимали царский пир, на столах стояла самая настоящая красная и черная икра, запеченный поросенок и стерлядь. Не говоря уже о «икре заморской, баклажанной». Потом съемочная группа и актеры удовольствием съели все деликатесы. Со съемками этой сцены вообще вышло смешно и неловко. Дело в том, что директор фильма подсчитал, что настоящие продукты будут стоить дешевле муляжей, но снять сцену не успели, и еда осталась стоять на столах. А к съемкам вернулись только 2 января, и оказалось, что кто-то уже полакомился деликатесным «реквизитом». Пришлось покупать все и готовить второй раз.

Когда Бунша, изображающий царя, спрашивает Милославского «А за чей счет банкет?», тот отвечает: «Ну уж во всяком случае не за наш». В первоначальном варианте Жорж отвечал: «За все платит народ», но худсовету этот ответ не понравился и пришлось переозвучить.

кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"

кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Для создания убедительной машины времени Леонид Гайдай обратился к инженерам в конструкторское бюро, но те представили ему вариант с пультом и большим количеством кнопок. Второй вариант был столь впечатляющий и напоминал чуть ли не космический корабль, что представить его в квартире было невозможно.

кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"

кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Совершенно случайно Гайдаю посоветовали связаться с художником-скульптором Владиславом Почуевым. За два дня тот нарисовал проект чудо-машины из множества трубок и колб с эффектно бурлящей жидкостью. Для того, чтобы воплотить замысел в жизнь, использовали декорации, оставшиеся после съемок фильма «Солярис» и детали самогонных аппаратов. Собрал ее некий дядя Вася со стеклодувного завода, запросив за работу три бутылки водки.

-13

Многие сцены и реплики, ставшие любимыми и крылатыми, были экспромтом актеров. Так Яковлев играл в «ладушки» с Марфой Васильевной и танцевал на пиру чарльстон исключительно по собственной инициативе. Именно Яковлев придумал, что управдом должен шепелявить и быть таким суетливым, а Грозный наоборот, говорить громко и уверенно, для контраста.

А Куравлев придумал продолжение фразы: «Храните деньги в сберегательной кассе. Если они, конечно, у вас есть!».

кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"

кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Кинолента «Иван Васильевич меняет профессию» имела оглушительный успех, посмотрели его более шестидесяти миллионов зрителей. И это только в год премьеры!

Про ляпы и исторические ошибки в сценарии можно писать отдельную статью, но разве это важно. Ведь комедия Леонида Гайдая уже давно стала любимой и прочно вошла в наш культурный код.