Постер к фильму «Гостья из будущего»
Сегодня спецэффектами никого не удивишь, наверное. Вернее так — они стали привычными и избалованный зритель уже порой критикует работу киноделов даже за малейшие оплошности. А как снимали в 1985 году фантастику в нашей стране — при ограниченном бюджете и технических возможностях? Выкручивались как могли, конечно. Обидно, что в этот же период в США выходят практически прорывные с точки зрения спецэффектов фильмы — «Терминатор» и «Назад в будущее». И сравнивать работы наших мастеров и иностранных было бы глупо. Но разве тот факт, что «Гостья из будущего» не напичкана спецэффектами, мешает нам любить фильм до сих пор? Думаю, нет. Так как снимали любимый с детства фильм?
Кастинг
Про поиск главной героини говорили раньше. А как нашли других героев? Алеша Фомкин, который сыграл Колю Герасимова был, можно сказать, бывалый актер. Он уже снимался в «Ералаше», поэтому был быстро утвержден на роль.
Остальных героев искали около полугода. Ученики школ приходили, пробовались на роль, а затем их могли распределить на совершенно иные позиции в фильме. Например, актер, сыгравший Колю Садовского, изначально пробовался на роль Фимы Королева. По воспоминаниям оператора картины — именно эта роль была своеобразным тестом. На нее пробовались многие дети, которых потом отбирали и назначали на другие роли.
Кастинг на роль Алисы
Ну а то, что на роль Алисы пробовались 10 девчонок знают, наверное, все. Все очень симпатичные и могли бы сыграть девочку из будущего. Но выбрали Наталью Гусеву, которая стала всесоюзной знаменитостью. Ее узнавали, она получала мешки писем, признания в любви на улицах. Я, кстати, с удивлением узнала, что на съемках от мальчишек больше внимания доставалось не ей, а актрисе Наталье Шанаевой, которая тоже пробовалась на главную роль, но в итоге сыграла Лену Домбазову. И тем более удивителен для меня тот факт, что многие мальчишки были влюблены именно в нее, а не Алису уже тогда. Интересно, тогда в голову не приходило, что может нравится друга девочка, а не та, что прибыла из будущего)))
На съемках царила довольно дружелюбная атмосфера, хотя без споров и ссор не обходилось. Удивляться не стоит, съемки — довольно скучный процесс, когда детям приходилось сидеть и ждать команды выйти в кадр. Чтобы не перегружать подростков им установили сокращенный рабочий день — с 10 утра до 3 дня. Да и гримом детей не мучили. Режиссеру хотелось, чтобы они выглядели максимально естественно в кадре. Единственное о чем их настоятельно попросили — не загорать. Это было нужно для того, чтобы оттенок кожи в кадре не менялся на протяжении фильма.
Кастинг
Кстати, Павел Арсенов был обеспокоен тем, что дети, пока находятся на съемках, забросят учебу. Поэтому предполагалось, что они будут заниматься — всех заставили взять учебники. Но по признанию съемочной группы занятий как таковых не было. В гостинице у детей был общий балкон, все собирались там. О какой учебе может идти речь)
Алеша Фомкин был очень активным на съемочной площадке, помогая другим актерам сориентироваться. И был готов помочь во всем. Например, в сцене где Алиса и Юля в образе высокого человека в очках и шляпе шагают по улице, за «нижний этаж» отвечает именно Фомкин. Актриса, играющая Юлю Грибкову, просто не смогла бы нести на себе Наталью Гусеву.
Кадр из фильма «Гостья из будущего»
Как проходили съемки
Приступили к съемкам с огромным энтузиазмом. Всей команде казалось, что получится создать интересный и необычный фильм. В итоге так и оказалось. Только никто не подозревал как сложно будет воплотить в жизнь все задумки.
На что ориентировались
До этого момента режиссер Павел Арсенов снимал в основном серьезное взрослое кино. Поэтому взявшись за фантастический детско-подростковый фильм ему нужны были ориентиры. И если выбирать таковой среди зарубежного кино, то какой. Даже кинематографисты могли смотреть иностранные фильмы ограниченно. По воспоминаниям оператора картины Сергея Онуфриева, приходилось ездить в Белые Столбы под Москвой (там находился архив кинодокументов) и там просматривать фильмы. Ехать нужно было на весь день. Уже тогда вышел первый эпизод «Звездных войн» и логично было бы предположить, что ориентироваться будут на него.

Кадр из фильма «Звездные войны»
Но режиссер был против такого заимствования, тем более, что в техническом плане нашим киноделам, по их собственному признанию, такой уровень спецэффектов был недосягаем. И пришлось изобретать что-то свое, опираясь на собственную фантазию и, конечно, весьма скудный бюджет.
Флипы
Это, наверное, самый дорогостоящий реквизит фильма. Внешний вид был придуман художником-постановщиком картины Ольгой Кравченя. Воплотить ее эскизы в реальность смогли в Прибалтике. На предприятии, которое занималось производством планеров. Каждый флип обошелся в 5 тысяч рублей. На грузовике их доставили в Москву и уже сразу при разгрузке повредили, пытаясь снять с платформы. Стекла флипов потрескались, а кабины треснули. Поэтому к моменту съемок целых флипов у группы было уже не пять, а три.
Кадр со съемок «Гостья из будущего»
Сразу же изготовили небольшие макеты этих летающих аппаратов с фигурками людей внутри. Они были нужны, чтобы снять планы, на которых флипы летали в далеке на высоте. Если вы заметили, в картине мы видим флипы с героями внутри только близко и их верхнюю часть. Нижняя крепилась к грузовику и таким образом имитировался полет.
Кстати, среди школьников ходили упорные слухи, что где-то в Москве есть аттракцион с такими флипами. А во время съемок сцены, где летят два флипа рядом, на дороге ехали вда грузовика и повредили Жигули, ехавшие навстречу. Пришлось оплатить штраф — 200 рублей.
Миелофон
Что с прибором, из которого то и случились межвременные путешествия? В литературном источнике его точного описания нет. Поэтому создателям фильма пришлось поломать голову над тем, каким должен быть прибор читающий мысли из будущего. Основная идея — это должен быть кристалл. В сети есть информация, что миелофон — необработанный кварц в подарочном футляре, который кто-то случайно увидел в магазине. На деле, по воспоминаниям главного оператора картины, для создания миелофона взяли кристаллы, используемые в производстве фотоаппаратов. Идею подала дизайнер картины, которая работала на оптико-механическом заводе. Она то и принесла на площадку призмы, которые использовались в производстве. Режиссер оценил идею. осталось только воплотить ее в жизнь — мастера склеили из призм замысловатый кристалл сложной формы.
Кадр из фильма «Гостья из будущего»
А вы знали, что звук миелофона при работе — это Чайковский?
«Однажды я прокручивал на проигрывателе Первый концерт Чайковского на большой скорости, – рассказывает звукооператор Леонид Вейтков. – Звук показался мне интересным. Я его записал и дал послушать Паше Арсенову. Мы решили, что так должен звучать миелофон».
После съемок Павел арсенов забрал миелофон домой. Сейчас он хранится у его вдовы — Елены Арсеновой. Прибор часто просят у нее для съемок памятных передач, но Елена не планирует расставаться с устройством и не отдает его даже под расписку.
Здания и помещения будущего
Компьютерной графики фактически не было, поэтому то, что сейчас можно сделать довольно быстро, тогда создавалось вручную и было довольно хрупким. Да и создать футуристичные здания в полную величину тоже было дорого и часто невозможно с практической точки зрения. Поэтому их макеты создавали в небольшом размере (около 0.5 метра) и снимали с помощью техники комбинированного кадра, подвешивая на проволоке перед камерой. Чтобы проволока не выделялась в кадре ее подкрашивали в цвет.
Здание Института Времени
Помещения внутри делали футуристичными с помощью яркого белого света, используя короба из матового пластика. А для того, чтобы космопорт выглядел максимально необычно, применили круглые стеклянные трубки, которые используют в химической промышленности. Вся съемочная группа переживала, что реквизит не переживет очередной день съемок — слишком стекло было хрупким.
Космопорт
«Кино снимали на пленке, на которой надо было работать с „масками“, то есть снимали одну часть изображения, а потом „впечатывали“ другую. Нужно было также совместить свет, цвет на обоих изображениях, чтобы линия соединения была незаметна. Работа многих профессий, включая художника-постановщика, комбинаторов, художника по костюмам, гримера соединялась в одно единое целое под руководством главного оператора картины», — вспоминает Ольга Кравченя.
Помещение в Москве настоящего
Кадр из фильма «Гостья из будущего»
Ветхое здание, в подвале которого находилась машина времени в настоящем, нашли случайно. А вот сам подвал — это декорация, которую создали на студии. Стены расписаны африканскими мотивами, чтобы получить эффект таинственности и необычности. Колонны и остальное сделано и пенопласта и картона, чтобы при взрывах и падении они не могли ранить актеров детей.
Космозоо
Планы по созданию московского зоопарка, где обитают животные с разных планет, были грандиозными. Снимали его в Ботаническом саду и в окрестностях ВДНХ. Но воплотить их в жизнь не получилось. Здесь применили тот же принцип, что и со зданиями — использовали макеты небольшого размера, добавляя их в кадр. Многие внимательные зрители заметили, что огромная фигура динозавра не отражается в поверхности пруда.
Космозоо
С животными еще сложнее. Пришлось отказаться практически ото всех, что описаны у Булычёва в книге. Алиса с помощью миелофона читает мысли крокодила, который сделан из пенопласта. Самим создателям сцена не понравилась, крокодил выглядел неестественно и плавал слишком неглубоко. Из животных, с которыми могли взаимодействовать герои, в кадре остался только говорящий козел Наполеон. Странный факт — животное отчего-то обожало сигареты, которыми его и заставляли выполнять все трюки. Он их лопал и ждал очередную, чтобы сделать то, о чем просят. Как-то жалко животное.
А вот летающих «коров» — склиссов — зрители так и не увидели. Жаль…
Машина времени
«Гостья из будущего» кадр
Здесь создателям сразу пришел в голову кубик Рубика. Эта логическая головоломка была очень популярна, да и сейчас есть те, кто с энтузиазмом собирает цветные квадратики на скорость. Кнопки машины времени — это как раз части головоломки.
«Гостья из будущего» кадр
Кстати, особую сложность у создателей вызвало именно перемещение Коли в будущее. Снять этот процесс оказалось не так просто. Молнии, радуги, звезды и контурные линии, сопровождавшие путешествие Коли во времени, делали вручную. Оптические эффекты создавались в лазерной лаборатории, снимались на пленку. И затем полученные кадры комбинировались. Для создания одного такого кадра тратили около месяца.
Кадр из фильма «Гостья из будущего» автобус телепорт
Именно поэтому многие вещи старались максимально упростить. Например, так получилось с автобусом телепортом. Во-первых, решили сэкономить и просто сделали макет из фанеры, стилизовав его под ретро автобус. Во-вторых, режиссер придерживался концепции, что в будущем все просто — без наворотов, так сказать. Поэтому такой телепорт отлично спишется в детско-подростковую фантастику.
Робот Вертер
«Гостья из будущего» кадр
В литературной основе его нет, робота создавали специально для кино. Сыграл его Евгений Герасимов. Создатели решили отказаться от анимации и попыток сделать робота искусственно. Оказалось достаточно грима, костюма и мастерства актера, который использовал необычную походку и речь. И юмор у него довольно оригинальный.
Будет о чём вспомнить на свалке. Ха! Ха! Ха!
Кстати, образ Вертера не оригинален. Для вдохновения авторы использовали образы из фильма «Война роботов» производства Италии 1978 года режиссера Альфонсо Брешия. Согласитесь, очень похоже? Кстати, костюм доставил актеру массу неудобств. Он был сконструирован таким образом, что его надевали с утра и снимали только по окончании съемок. Кроме того, костюмерам удалось найти особенную ткань, которая имитировала металл или другой материал будущего. В нем было очень жарко.
«Война роботов» 1978
И «смерть» робота была одной из самых драматичных сцен в фильме. Хотелось плакать. Чтобы показать как лазер прошивает тело робота, в него вставили пару металлических пластин с пиропатронами. Как только пираты начинали стрелять, актер сам нажимал кнопку в течение 1.5 минут, чтобы активировать пиропатрон. А уже лучи лазеров добавили с помощью анимации.
Трюки
Естественно, использовали дублеров для актеров. Но все выкладывались настолько, веря в успешность проекта, что хотели делать все самостоятельно. Так было с Вячеславом Невинным, который рвался исполнять трюки. Но режиссер ему не позволил. А его напарник по пиратству — Михаил Коннов — очень часто импровизировал, что вошло в картину. Например, его герой Крыс всегда ходит с зонтиком в образе человека — это находка актера.
В сценах, где Алиса демонстрирует свои физические данные и умения, ее заменяла девочка гимнастка — Оксана Компаниец. Все сложные трюки — прыжок через забор, пробежка перед троллейбусом, прыжок с третьего этажа школы — выполнены ею.
Кадр из фильма «Гостья из будущего» — вот здесь видно, что перед нами на Наталья Гусева
Съемки фильма шли более двух лет. Довольно долго. Дети довольно заметно подросли за это время. Группа даже выезжала в Гагры, чтобы отснять там эпизоды с Космозоо. Слишком уж подходила для этого натура. Но не сложилось, подкачала погода. Хотя одному из участников процесса пришлось везти к Гагры козла Наполеона и этот был тот еще квест. Представьте его негодование и разочарование, когда такая поездка чуть ли не в товарном вагоне оказалась напрасной.
Все что хотела вместить в статью не получилось. Интересно было прочитать о том, какие сцены планировались но не вошли в фильм, а еще о моде и кто создавал костюмы. Может быть отдельной статьей.
Знали об этих фактах со съемок? Значете еще что-то интересное? Делитесь!