Фильм, в котором фиктивный брак обернулся большой любовью на всю жизнь

Даже если вы не знаете о мелодраме «Нас венчали не в церкви» (1983), то песню из неё вы точно слышали — это очень популярный романс на стихи Булата Окуджавы и с музыкой Исаака Шварца «Любовь и разлука».

В основу ленты положены реальная история любви революионера Сергея Синегуба и Ларисы Чемодановой, которые сначала разыгрывали чувства, а потом стали настоящей семьёй и прожили вместе до гибели Сергея.

Кадр из фильма «Нас венчали не в церкви»

Инициатором создания романтичной картины стал актёр Борис Токарев. Борис Токарев в кино появился, ещё учась в школе, много и активно снимался, но огромная слава его настигла после роли Сани Григорьева в многосерийном телефильме «Два капитана» (1976). Но чуть позже актёр стал задумываться о режиссуре, снял короткометражку и новеллу для альманаха, а затем замахнулся и на полнометражную ленту.

«Нас венчали не в церкви» — это дебют Бориса Токарева в большом игровом кино.

Сценарий написали драматург Александр Свободин и историк Натан Эйдельман. Им, а позже и режиссёру, пришлось немало времени провести в музеях и архивах, изучать письма, стихи, воспоминания самого Сергея Синегуба и его товарищей-народников.

Сюжет переносит зрителей в семидесятые годы девятнадцатого века.

Кадр из фильма. Наталья Вавилова в роли Ларисы Чемодановой

Кадр из фильма. Наталья Вавилова в роли Ларисы Чемодановой

Лариса, дочь священника Василия Чемоданова, из уездного городка Вятской губернии томится под диктатом отца. Василий, к слову, человек просввещённый, знаком с современными молодёжными течениями, читал Чернышевского. Лариса даже решается сбежать из дома, но её возвращают. Её письмо получает подруга Анна, живущая в Петербурге и ведущая революционную работу. Товарищи Анны по коммуне считают, что девушку нужно непременно освободить из семейного плена, и разрабатывают план:

в город отправится один из членов коммуны в образе жениха Лариса, женится на ней и таким образом даст ей свободу.

Кадр из фильма. Александр Галибин в роли Сергея Синегуба

Кадр из фильма. Александр Галибин в роли Сергея Синегуба

Выбор падает на пылкого революционера Сергея Синегуба, имеющего дворянского происхождение. Приехавший Сергей умудряется завоевать доверие Василия Чемоданова и его супруги, несмотря на козни влюблённого в Ларису местного мирового судьи Ивана Фёдоровича,

Кадр из фильма. Алексей Жарков (мировой судья, безответно влюблённый в Ларису) и Александр Галибин (Сергей Синегуб)

Кадр из фильма. Алексей Жарков (мировой судья, безответно влюблённый в Ларису) и Александр Галибин (Сергей Синегуб)

И пока «влюблённые» проводят время вместе, между ними зарождается чувство, хотя сами они это не вполне осознают.

После венчания пара приезжает в Петербург, Лариса, получившая наконе свободу, включается в работу коммуны, а Сергей уезжает в деревню учить крестьянских детей. Спустя год девушка отправляется к мужу, чтобы предупредить о грозящем аресте, и уже остаётся с ним навсегда.

Кадр из фильма. Александр Галибин и Наталья Вавилова

Кадр из фильма. Александр Галибин и Наталья Вавилова

Выбор исполнителей главных ролей — одна из самых больших удач фильма.

Ларису Чемоданову и Сергея Синегуба сыграли Наталья Вавилова и Александр Галибин, актёры молодые, но уже опытные, которых аудитория хорошо знала и очень любила. Вообще надо сказать, что

Наталья Вавилова и Александр Галибин тут как-то совпали и внешне, и внутренне, на мой взгляд, это один из самых гармоничных кинодуэтов.

Не менее прекрасен и второй дуэт — священник Чемоданов и его жена. Эти роли получили Пётр Вельяминов и Галина Польских, тоже настоящие любимцы зрителей.

Кадр из фильма. Галина Польских и Пётр Вельяминов

Кадр из фильма. Галина Польских и Пётр Вельяминов

Буквально за пару лет до того они уже плотно посотрудничали, сыграв главные роли в детективе «Ночное происшествие» (1981), правда, Галина Польских сыграла там отрицательную роль, что большая для неё редкость. Весьма забавно, как в кадре в «Нас венчали не в церкви» батюшке, герою Петра Вельяминова, целуют руки. Вкупе с тем, что актёр очень часто играл идейных партийцев, это смотрится немного комично.

Режиссёр Борис Токарев нашёл роли в фильме и для жены и тёщи. С будущей женой, актрисой Людмилой Гладунко, он познакомился на съёмочной площадке ещё подростком, актёры и по сей день вместе. Людмила Гладунко сыграла в ленте Анну, подругу Ларисы.

Кадр из фильма. Борис Бачурин и Людмила Гладунко

Кадр из фильма. Борис Бачурин и Людмила Гладунко

А её мать и тёща Бориса Токарева, актриса Рита Гладунко, получила роль матушки, жены отца Михаила, приятеля Василия Чемоданова. Есть в кадре и ещё одна артистическая семьяТатьяна Ухарова в роли кухарки Чемодановых и Георгий Бурков в образе крестьянина.

Кадр из фильма. Георгий Бурков

Кадр из фильма. Георгий Бурков

В других ролях — Алексей Жарков (безответно влюблённый в Ларису мировой судья), Пётр Меркурьев (попутчик Синегуба в поезде), Иван КосыхИгорь Кашинцев.

Кадр из фильма. Алексей Жарков

Кадр из фильма. Алексей Жарков

По замыслу авторов фильм должен был воспевать революционную романтику, поэзию борьбы за свободу. Кстати именно для этого в картину ввели эпизодический персонаж — Поющую, которая время от времени появляется в кадре и сопровождает действие песнями, в том числе романсом «Любовь и разлука», написанным специально для картины. Позже Борис Токарев рассказывал:

«И с самого начала мы точно знали, что в соавторы по «музыкальной части» пригласим Исаака Шварца и Булата Окуджаву. Я очень люблю этих художников, часто работающих вместе. Вкус из безупречен, отсюда умение тонко и точно почувствовать драматургию и пластику кинопроизведения. К тому же оба знают и любят русскую историю XIX века, а наш рассказ именно о том периоде — о молодых революионерах-народниках 70-х годов».

В фильме все романсы исполнила Елена Камбурова, но позже его стала исполнять Людмила Сенчина (многим, кстати, именно этот вариант помнится лучше). Борис Токарев считал, что в отрыве от сюжета песня выглядит немного блёкло и теряет очарование, хоть и соглашался, что манера исполнения и выбор репертуара — личное дело артистки.

Мелодрама «Нас венчали не в церкви» вышла в 1983 году, но событием не стала. Скорее всего, он чуть запоздал и пришёлся не ко времени: интерес к революционной тематике уже начал спадать. Хотя критики были в целом доброжелательны и отмечали лиричность и поэтичность картины, дав в общем-то положительную оценку первому фильму Бориса Токарева как режиссёра. Сейчас фильм явно не в числе фаворитов зрителей, и этот очередной случай, когда хорошая картина напрасно забыта. Даже если вам не близки идеи народников (идеологии, впрочем, в кадре почти нет), картину рекомендую. Это красивая во всех смыслах мелодрама (и какие прекрасные костюмы!) с замечательным ансамблем. Возможно, Наталья Вавилова и Александр Галибин сыграли тут не самые известные роли, но оба молоды и прекрасны, правдивы в своей горячности и романтичности. И косматый Пётр Вельяминов в рясе очень уж необычен.

А чьё исполнение романса «Любовь и разлука» запомнилось вам — Елены Камбуровой или Людмилы Сенчиной?