Актриса, исполнявшая эту роль, очень боялась, что прототип (очень известный человек с серьёзной репутацией) будет разгневан или обижен, что ему на экране «сменили пол». Но мужчина благожелательно принял такую трактовку, и даже спустя время не изменил мнения. Через десять лет после премьеры он говорил:
«Не могу не вспомнить один довольно-таки давний фильм, прообразом главного героя которого послужил я сам. Вернее героини, потому что в картине действую не я, но женщина. <…> фильм «Каждый день доктора Калинниковой» мне понравился своей правдивостью. Есть, конечно, некоторые с точки зрения профессиональной медицины огрехи, но они даже не мешают — фильм хороший. В картине в целом верно показана ответственная, напряжённая работа врача, трудности, с которыми ему приходится встречаться».
Эти слова принадлежат врачу-новатору, методику которого долго не хотели признавать, — Гавриилу Илизарову. Об эпизоде из его жизни рассказал упомянутый фильм — «Каждый день доктора Калинниковой», вышедший в 1974 году. Но в центре повествования оказалась доктор Нина Степановна Калинникова, разработавшая уникальный метод восстановления и наращивания костей. В ней без труда узнаётся Илизаров, и аппарат его имени не раз появляется в кадре.
Кадр из фильма «Каждый день доктора Калинниковой»
Сценарист Александр Лапшин начинал как автор сценариев о спорте и спортсменах. Буквально за год до этой работы он вместе с выдающимся советским спортсменом-прыгуном Валерием Брумелем разработал сюжет, повторивший биографию Брумеля, сумевшего после тяжёлой не просто восстановиться, но и вернуться в спорт. Брумелю, напомню, шансов на восстановление не давали, и согласился помочь лишь курганский врач Гавриил Илизаров, предложивший собственный экспериментальный метод. В драме 1974 года «Право на прыжок» по сценарию Александра Лапшина второстепенную роль врача Гаранина, прототипом которого и был Илизаров, сыграл Лев Круглый. Но самому Лапшину, познакомившемуся с Илизаровым и узнавшему о его непростом пути в медицине, захотелось больше рассказать о враче-уникуме. Так и родился замысел следующего фильма.
Главным героем нового сценария был Степан Калинников, списанный с Илизарова. Ставить ленту решил режиссёр Виктор Титов. И буквально на первом же шаге кинематографисты столкнулись с проблемой: показывать Гавриила Илизарова им запретили. Всё потому, что очень долгое время его методика считалась шарлатанством и профанацией, коллеги-медики регулярно критиковали подход Илизарова, а чиновники всячески зажимали доктора. И тогда
Александр Лапшин и Виктор Титов приняли неординарное решение — превратили главного героя в героиню.
Такой вариант был принят.
Кадр из фильма. Ия Саввина в роли доктора Калинниковой
По сюжету в небольшую провинциальную больницу, где трудится Нина Степановна Калинникова, талантливый хирург с собственным взглядом на практику, разработавшая прибор для лечения конечностей, приезжают проверяющие — журналист Бибиков и представительница министерства Благих.
Кадр из фильма. Товарищи проверяющие: Валерий Золотухин в роли журналиста и Эльза Леждей в роли эксперта
Причина — анонимное письмо одного из подчинённых Калинниковой.
Строгая и безапелляционная дама Благих сразу обозначает своё отношение к работе Калинниковой: её методику она полагает фикцией и уверена, что врач просто делает себе рекламу, берясь за лечение безнадёжных, но известных пациентов,
в том числе композитора Добрынина, колясочника, и балерины Немышевой, у которой после аварии ноги стали разной длины. И журналист, и проверяющая ведут собственные «медицинские расследования» в клинике, где организована небольшая проблемная лаборатория, где и применяют метод Калинниковой. И постепенно обоим становится ясно, что Калинникова действительно придумала нечто особенное и что её прибор реально помогает людям. Однако в самой больнице тоже не всё спокойно: в какой-то момент подчинённые Калинниковой устраивают бунт, считая, что руководитель им не доверяет и все операции проводит сама, не давая ходу ученикам.
Кадр из фильма. Александр Калягин и Игорь Ясулович в ролях соратников Калинниковой
На главную роль в фильме Виктор Титов пригласил актрису, с которой ещё не работал, но отлично знал, как, впрочем, и зрители. Это была Ия Саввина, к тому моменту уже опытная и очень знаменитая.
Кадр из фильма. Ия Саввина
Интересно, что
Ия Саввина, которую совершенно обосновано называют одной из лучших представительниц советской актёрской школы, профессионального образования не имела, а в кино попала благодаря участию в Студенческом театре МГУ.
Виктор Титов был впечатлён работоспособностью и талантом Ии Саввиной и когда через несколько лет он задумает телефильм о жизни ещё одного уникального медика — Татьяны Власенковой (её прототип — Зинаида Ермольева, разработчик советского пенициллина), то снова пригласит на главную роль Ию Саввину (смотрите многосерийную экранизацию романа Вениамина Каверина «Открытая книга» 1979 года).
Кадр из фильма. Ия Саввина
Роль соратника Калинниковой Красика получил Александр Калягин.
Его герой, успешный столичный врач, доктор наук, возглавляющий кафедру в научном институте, несколько лет назад приехал, чтобы разоблачить Калинникову и её якобы жульнический подход, но был так поражён методикой, что тут же перешёл на сторону врача и бросил жизнь в столице ради практики в провинции.
Кадр из фильма. Александр Калягин
С Александром Калягиным Виктор Титов тоже отлично поладил. Через пару лет выйдёт, наверное, самая известная и любимая зрителями лента режиссёра — комедия «Здравствуйте, я ваша тётя!», где в главной роли будет блистать Александр Калягин. Да и в более поздних картинах Титова актёр тоже будет появляться.
Кадр из фильма. Валерий Золотухин. Его герой напросился присутствовать на операции, но в отвественный момент рухнул в обморок, отвлекая врчаей
Журналиста Бибикова, который под впечатлением от методики Калинниковой решает стать её пациентом, чтобы вырасти сантиметров на 20 (его потенциальная возлюбленная — баскетболистка с ростом 190 см, а рост его самого — 164 см) сыграл Валерий Золотухин, а неприступной проверяющей стала Эльза Леждей.
Кадр из фильма. Эльза Леждей
В начале фильм её героиня почему-то носит блондинистый парик и, надо признаться, Эльза Леждей выглядит очень необычно со светлыми волосами.
Кадр из фильма. Эльза Леждей с уже привычно тёмыми волосами
Роль Натальи Немышевой, подопечной Калинниковой, балерины, жизнь которой сломала автокатастрофа, получила Ольга Гобзева. Любопытно, что и сама Ольга в детстве мечтала стать балериной, но позже сделала выбор в пользу актёрства.
Кадр из фильма. Ольга Гобзева
В ролях коллег и учеников Калинниковой — Игорь Ясулович и Валентин Вершинин, в небольших ролях Татьяна Божок, Алла Мещерякова, Ксения Бороздина, Виктор Хохряков.
Кадр из фильма. Игорь Ясулович
Пара слово об исполнителе второстепенной роли композитора Добрынина, ещё одного пациента Калинниковой, который в кадре появляется всего несколько раз и произносит лишь несколько слов. Это Александр Александровский, полиглот и диктор, в своё время переживший репрессии. После реабилитации Александровский вернулся в Москву, где работал на радио и иногда снимался в кино в небольших ролях.
Кадр из фильма. Александр Александровский
Фильм «Каждый день доктора Калинниковой» вышел летом 1974 года. Критика была благосклонна картине, в журнале «Искусство кино» появилась статья кинокритика Валерия Кичина, где он хорошо отзывался о постановке:
«… сценарист А. Лапшин, режиссёр В. Титов и актриса И. Саввина дали нам характер силы и красоты удивительной и воодушевляющей. Характер, который хочется отнести к числу лучших созданий нашего кино за последние годы».
Особо была отмечена (в который раз!) игра Ии Саввиной.:
«Она рассказывает о судьбе доктора Калинниковой как о судьбе типичной, ничем, собственно, не примечательной. Она рассказывает о первопроходце и открывателе — обыденно и буднично. Так естественно и просто, как будто спрашивает: а разве может быть иначе, разве можно жить как-нибудь ещё?
Она всё знает о своей героине».
Позднее драму Виктора Титова причислили к лучшим советским фильмам о врачах. В некоторой степени сравню его даже со «Степенью риска» режиссёра Ильи Авербаха, который считаю лучшим в этом жанре (фильм 1968 года, прототип главного героя — академик Николай Амосов). Бесспорно прекрасна тут Ия Саввина, которая может быть мягкой и очень жёсткой, гибкой, но совершенной твёрдой, уверенной в себе и колеблющейся. В общем, кино отличное и смотрится захватывающе.
Фото из открытых источников. В центре — Гавриил Илизаров и Ия Саввина
В финале — пара любопытных фактов.
Первым кадром Виктор Титов поставил гравюру Альбрехта Дюрера из старинного медицинского издания,
которую сопровождает эпичная музыка Софьи Губайдулиной. Такая заставка должна сразу настроить зрителя на некоторый философский лад, заставить его сразу задуматься о сущности врача, о человеческих трагедиях, недугах, о том, что врачу порой приходится проявить жестокость, чтобы добиться излечения. Кроме того, в картине чередуются цветные и чёрно-белые кадры. На первый взгляд, логики в этом нет. На самом же деле здесь тоже заложен смысл. Цветные эпизоды выстроены тщательно, это некие декорации, призванные показать красочность мира, многообразие полноценной жизни. Чёрно-белые кадры хаотичны, статичны, сдержаны, это своеобразная аллюзия не неподвижность пациентов Калинниковой, которым болезнь не позволяет наслаждаться свободой движения.
Ну а через несколько лет, в 1979 году, в журнале «Молодая гвардия» начали печатать роман Валерия Брумеля и Александра Лапшина «Не измени себе», который позже вышел и в виде книги. Его героем всё-таки стал Степан Калинников, которого в кино аудитория на увидела. Впрочем, и Гавриил Илизаров к тому времени уже избавился от образа фантазёра-шарлатана, его методика получила признание и стала применяться широко и используется и сегодня.
А какие фильмы о врачах помнятся вам?