Через несколько месяцев семейной жизни стало ясно, что ей не нужен ни сын, ни сам Фрунзик: ей просто льстил брак с кумиром Армении

Гулянки затягивались до утра, и частенько Мкртчян приходи на съёмки, мягко говоря, подшофе. Данелия поставил ему жёсткое условие: или работа, или алкоголь, и до конца работы Мкртчян держался…

Комик с грустными глазами

Когда-то этого актёра любила вся Страна Советов. Он сыграл в полусотне фильмов, и фразы, которые его герои произносили с экрана, моментально становились крылатыми. В родной Армении он мог легко и просто жить без денег и без документов: торговцы на рынке считали за честь подарить ему продукты, лучшим документом был известный всей стране выдающийся нос, а ГАИшники вытягивались во фрунт и отдавали ему воинское приветствие. В титрах он значился, как Фрунзик, хотя с именами могла возникнуть путаница. Говорят, у него было два паспорта: в первом имя было Фрунзе, в честь полководца Гражданской войны, во втором – Мгер, как звали его дома, а фамилия состояла из семи букв, первые пять были согласные, а потом шла единственная гласная – Мкртчян.

Детство

Фрунзе или Мгер появился на свет 4 июля 1930 года в Ленинакане. Его родители Мушег и Санам бежали от турок, рано потеряли родителей, попали в детский дом, где и познакомились. Образования они не получили, работали на текстильном комбинате, Мушег – табельщиком, Санам мыла посуду в комбинатской столовой. Семья Мкртчян жила в коммуналке, где кроме них было ещё три семьи. В 1943-м в семье было четверо детей, и жить в крохотной комнате было не просто.

Мушег мечтал, что сын станет художником: у мальчика хорошо получались портреты людей, шаржи на соседей. Отец требовал, чтобы Фрунзе ежедневно рисовал, но ему самому это занятие не очень нравилось, и однажды он не подчинился. Отец был уже изрядно навеселе, что не редко с ним случалось, ударил сына по рукам железной линейкой. Мушег часто был несдержан, мальчику доставалось изрядно, и лишь у матери он находил защиту. С самого детства Фрунзе чувствовал себя одиноким: родители целыми днями пропадали на работе, брат Альберт и сёстры Рузанна и Клара были ещё слишком малы. Выходить во двор Фрунзе боялся: район Текстиль был хулиганским, и низкорослому слабенькому Фрунзе частенько доставалось от местной шпаны. Бойцом он не был, и лишь мечтал, что когда-нибудь отомстит своим обидчикам. У него не было детства, не было юности, не было друзей. Зато у него обнаружились совсем другие способности: под влиянием поразившего его фильма «Чапаев» 10-летний мальчик показал свои первые спектакли на лестничной площадке для соседей, даже сделал занавес из старой простыни. Чуть позже в тайне от отца Фрунзе записался в драмкружок при местном доме культуры.

Студия при Ленинаканском драмтеатре

В 1945-м, через два года после рождения дочери Клары Мушег был осуждён за хищение на 10 лет, и чтобы помочь матери, 15-детний Фрунзе устроился киномехаником в дом культуры, куда ходил в драмкружок. В том же году он поступил в студию при Ленинаканском драмтеатре, и спустя два года его приняли в труппу этого театра. Там он проводил почти круглые сутки: днём таскал воду, помогал монтировать декорации, а вечером играл в спектаклях.

-2

Ереванский театрально-художественный институт

В 1953-м Фрунзе поступил без экзаменов в Ереванский театрально-художественный институт сразу на второй курс к Народному артисту СССР Вагаршу Вагаршяну. Армения республика маленькая, о молодом даровании слава разлетелась быстро, а вскоре весь институт знал, что к ним пришёл студент с самым большим в Ереване носом. Он понял, что природа наградила его очень выигрышной для актёра внешностью, перестал считать себя некрасивым и смешным, а умение играть помогло ему справиться со своими комплексами. Во время учёбы в институте он женился на однокурснице Кнаре, но брак быстро распался, детей не было.

Первые роли в кино

Институт Мкртчян окончил в 1956-м, а за год до этого дебютировал в кино, сыграв маленькую роль в комедии Амасия Мартиросяна и Юрия Ерзинкяна «В поисках адресата». В картине Арташеса Ай-Артяна «Из-за чести» роль была уже побольше. За 10 лет Мкртчян снялся в семи картинах, но это были фильмы киностудии «Арменфильм», большинство из которых на русский язык не дублировались и всесоюзному зрителю известны не были, а, значит, актёра Мкртчяна не знали ни зрители, ни режиссёры.

"Из-за чести" (1956)

«Из-за чести» (1956)

Театр им. Сундукяна

В театре им. Сундукяна, куда Мкртчяна приняли сразу после института, он сразу начал играть лучшие роли: Эзопа, известного армянского персонажа дядю Богдасара, Меркуцио в «Ромео и Джульетте». Театральная публика пошла «на Мкртчяна». Вне сцены обаятельный Фрунзе быстро стал заводилой всех компаний и мечтой многих девушек, причём, не только армянских. Теперь уже он сам мог подойти к любой девушке, и поцеловать её в щёчку, не рискуя при этом получить от неё по физиономии.

"О чём шумит река" (1958)

«О чём шумит река» (1958)

"01-99" (1959)

«01-99» (1959)

Как-то в Мкртчяна влюбилась очень красивая девушка Джулия, но четверо её братьев, профессиональные воры, запретили ей встречаться с Фрунзе, а потом выдали сестру замуж насильно. Фрунзе чувствовал себя раздавленным, разрыв с любимой сломил его, и он ушёл в длительный запой, и на время забыл о любимой.

"Парни музкоманды" (1960)

«Парни музкоманды» (1960)

Брак

Прошёл год мучений и невыносимого одиночества, и в 1958-м в жизни 28-летнего Мкртчяна появилась 18-летняя красавица актриса Данара Пилосян, которая смогла вывести его из депрессии. Девушка порой вела себя необычно, но влюблённый Фрунзе этого не замечал, а вот его друзья обратили внимание на странности в поведении Данары, настроение которой менялось по несколько раз в день без всякого повода. Кое-кто открыто называл её умалишённой, но, невзирая на все предостережения, спустя несколько месяцев после знакомства Фрунзик женился на Данаре. В 1959 году у них родилась дочь Нуне, а в 1972-м – сын Вазген.

"Хозяин и слуга" (1962)

«Хозяин и слуга» (1962)

В 1961-м Мкртчян стал Заслуженным артистом Армении, через 9 лет – Народным Армении, а в 1980-м – Народным артистом Грузии.

"26 бакинских комиссаров" (1965)

«26 бакинских комиссаров» (1965)

В середине 60-х Мкртчян снимался в двух-трёх фильмах в год, но это были лишь эпизоды: иногда большие, но чаще маленькие, и практически все – комедийные. Но именно такие роли делали его ещё более популярным, а он мечтал о больших, ролях, о главных.

«Треугольник»

В 1966 году Генрих Малян пригласил Мкртчяна на роль кузнеца Гаспара в картину «Треугольник», которая снималась на родине Фрунзика в Ленинакане. Другой знаменитый армянин Армен Джигарханян играл другого кузнеца – Мукуча. Во время съёмок одной сцены чтобы вскипятить чай, Фрунзик щипцами достал из горна раскалённый кусочек железа и сунул его в чашку с чаем. Через 10 секунд вода закипела, и чай был готов. Всё это Мкртчян придумал сам – в сценарии этого не было. В 1975-м за эту роль Мкртчян, единственный из создателей фильма, получил Государственную премию Армянской ССР.

"Тридцать три" (1965)

«Тридцать три» (1965)

"Треугольник" (1967)

«Треугольник» (1967)

«Айболит-66»

Комедийный дар Мкртчяна оценил и раскрыл Ролан Быков, искавший актёра на роль грустного разбойника в свою детскую эксцентрическую комедию «Айболит-66». Трио Быков – Бармалей, Алексей Смирнов – весёлый разбойник и Мкртчян получилось очень смешным. Быков сосватал Мкртчяна Георгию Данелии, и тот снял его в комедии «Тридцать три» в небольшой роли итальянского профессора Брука, который нёс всякую абракадабру. Потом Данелия снял Мкртчяна в крохотной роли контрабандиста в «Не горюй!» и в одной из главных ролей в «Мимино», и в обеих картинах партнёром Фрунзе был Вахтанг Кикабидзе, ставший другом Мкртчян на всю жизнь.

"Айболит-66" (1966)

«Айболит-66» (1966)

«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»

Благодаря роли в «Тридцать три» Мкртчяна узнала вся страна и Леонид Гайдай, который тут же пригласил его на роль плутоватого Джабраила – водителя персональной «Волги» главного прохвоста товарища Саахова, сыгранного Владимиром Этушем. По просьбе Фрунзика Гайдай отдал роль жены Джабраила Данаре. (Всего она снялась в шести картинах, и в пяти – вместе с мужем). Фильм имел оглушительный успех, все актёры моментально стали знаменитыми, а фразы Джабраила: «Если вы не согласитесь, они вас зарежут. Шутка», «А ты не путай свою личную шерсть с государственной!», и «В моём доме не выражаться» стали крылатыми, а галифе с кожаной вставкой – легендарными.

"Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика" (1966)

«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966)

"Формула радуги" (1966)

«Формула радуги» (1966)

"Белый рояль" (1968)

«Белый рояль» (1968)

Семейная трагедия

Брак с Данарой с каждым днём всё больше тяготил Фрунзика: ревность жены, каждый день находившей новые поводы для подозрений и ссор, становилась невыносимой. Если муж возвращался домой поздно, она выгоняла его ночевать на балкон, била посуду, а ужин выбрасывала в мусоропровод. Истерики Данары доводили Мкртчяна до отчаяния, заставляли сбегать из дома. Очень часто после спектакля он шёл к друзьям, или, не желая их стеснять, оставался ночевать в театре, и пил в одиночку. Настоящим спасением от семейных скандалов были съёмки. Возвращаясь, он надеялся, что все домашние неурядицы остались в прошлом, но всё повторялось снова и снова. Когда родился Вазген, Фрунзик думал, что это поможет Данаре избавиться от её маний, но стало только хуже. Он уговорил жену показаться специалистам, обследование выявило у Данары тяжёлое психическое расстройство и Фрунзику предложили поместить её в стационар. Выбора не было, но из психлечебницы Данара уже не вышла. Она пережила мужа на 18 лет и умерла в 2011 году.

"Адам и Хева" (1969)

«Адам и Хева» (1969)

"Хатабала" (1971)

«Хатабала» (1971)

При живой жене Мкртчян стал отцом-одиночкой с двумя детьми на руках, одному из которых едва исполнился год. Следующие три года стали для Фрунзика настоящим испытанием. Жертвуя профессией и карьерой, он полностью посвятил себя детям: бегал по магазинам, доставал продукты, готовил, стирал, убирал квартиру. Во многом поэтому при огромной популярности и востребованности в его фильмографии так мало картин.

"Мужчины" (1972)

«Мужчины» (1972)

«Мимино»

В 1976-м Данелия позвал Мкртчяна сниматься в «Мимино». Старшей дочери было уже 15, младшему сыну – 4 года. Фрунзик отказать Данелии не мог, да и роль была большой. Он, скрепя сердце, оставил детей на своих старших сестёр и поехал в Москву. Шофёра огромного грузовика «КрАЗа» в первоначальном сценарии не было, но потом Данелия, Резо Габриадзе и Виктория Токарева решили мягко и очень корректно обыграть постоянное соперничество грузин и армян, и в пару к лётчику грузину Валико Мизандари дописали шофёра армянина Рубена (Рубика) Хачикяна. Когда картина вышла, её сразу растащили на цитаты. Фразу «Я так думаю!» придумал Мкртчян, и сценаристы с режиссёром не возражали.

"Мимино" (1977)

«Мимино» (1977)

В сцене, когда Валико и Рубик танцуют в ресторане, Мкртчян должен был сесть на шпагат и поднять платок. На репетициях всё получалось, а на съёмку он пришёл выпивши, и сделать ничего не смог. Тогда режиссёр, чтобы спасти съёмочный день и репутацию актёра, предложил Кикабидзе поднять платок, что лишний раз подчеркнуло соперничество грузин и армян.

Стоило вечером Фрунзику выйти из гостиницы «Россия», где жила съёмочная группа, он сразу попадал в объятия радушных земляков, у которых всегда с собой был лучший армянский коньяк «Двин». Попойки затягивались до утра, и частенько Мкртчян приходи на съёмки, мягко говоря, подшофе. Данелия поставил ему жёсткое условие: или работа, или алкоголь, и до конца работы Мкртчян держался.

"Наапет" (1977)

«Наапет» (1977)

Успех у «Мимино» был ошеломляющий – за него Мкртчян в 1978 году получил Госпремию СССР, но счастья Фрунзику это не добавило, ведь у него было двое детей, оставшиеся без матери, и жена, в психиатрической больнице.

После «Мимино» популярность Мкртчяна взлетела до небес. В Москве он не мог спокойно войти в метро, а в Армении стал, по сути, национальным героем. Однако даже при такой бесконечной любви Фрунзик никак не мог выйти из глубокой депрессии. Его угрюмость объясняли высокой занятостью. Он и в самом деле много работал, сутками не выходя из театра. Он уже мог выбирать то, что хотел играть, и старался взять роль, которая соответствовала его душевному состоянию. Таким был Сирано де Бержерак: ему казалось, что его собственная жизнь похожа на жизнь метущегося гасконца. Мкртчяну даже не пришлось клеить бутафорский нос.

«Суета сует»

В конце 70-х в семье Фрунзика наконец-то случилось радостное событие: Нуне вышла замуж за Рубена Тертеряна. Теперь всю заботу и внимание Фрунзик отдавал сыну и жене, которая оставалась в психбольнице. В 1977 году он принял предложение режиссёра Аллы Суриковой сняться в фильме «Суета сует». По иронии судьбы сцены, которые он играл, часто напоминали ему счастливую семейную жизнь, о которой он мечтал. На съёмках «Суеты сует» Мкртчян снова много пил, часто срывая работу. Пил, как обычно не на свои: в Москве всегда было много армян, они день и ночь ходили вокруг гостиницы и киностудии, и везде находили Фрунзика.

"Суета сует" (1979)

«Суета сует» (1979)

«Дворы нашего детства»

В 1984-м Мкртчян стал Народным артистом СССР, но это награждение совпало с ухудшением здоровья 12-летнего Вазгена: сын постоянно плакал, терял сознание, перестал узнавать родных. Фрунзик снова стал отказываться от всех ролей в кино, которые требовали отъезда из дома. Одиночество и внезапная болезнь сына доводили Фрунзика до исступления: он просто не видел выхода. В 1985 году брат Фрунзика Альберт, ставший режиссёром, снял его в биографическом фильме «Дворы нашего детства», где Фрунзик сыграл главную роль – своего отца. Альберт очень помог Фрунзику: до момента ухода его из жизни Альберт снял 9 картин, и в семи из них он находил роль для Фрунзика.

"Одиноким предоставляется общежитие" (1983)

«Одиноким предоставляется общежитие» (1983)

Новый брак

В 1987 году 57-летний Мкртчян встретил Тамару Оганесян, которая, как ему казалось, могла стать любящей женой для него и приёмной матерью для Вазгена. Через несколько месяцев после знакомства они поженились. Но и этот брак счастья Мкртчяну не принёс: красавица Тамара, выросшая в номенклатурной семье главы Союза писателей Армении, требовала к себе повышенного внимания, была упряма и своенравна. Уже через несколько месяцев семейной жизни стало ясно, что ей не нужен ни приёмный сын, ни сам Фрунзик: ей просто льстил брак с кумиром Армении.

"Легенда о любви" (1984)

«Легенда о любви» (1984)

Землетрясение

Последний раз Мкртчян снялся в кино в 1987 году в картине Самвела Гаспарова «Как дома, как дела?» В том же году Мкртчян вместе с Петром Днояном поставил в театре им. Сундукяна спектакль «На дне».

"Пожар" (1984)

«Пожар» (1984)

7 декабря 1988 года произошло страшное землетрясение, унёсшее жизни 25 тыс. человек, и превратившее Спитак и родной город братьев и сестёр Мкртчян Ленинакан в руины. Для Фрунзика это был страшный удар, который надолго выбил его из колеи.

Последние годы жизни Мкртчян из депрессии не выходил, а в редкие дни просветления пытался создать театр, который сегодня носит его имя. Отношения с женой портились с каждым днём, и дошло до того, что однажды Фрунзик, не выдержав, собрал вещи, ушёл из дома, и вместе с сыном поселился они в маленькой однокомнатной квартире, которую ему отдали друзья. Осенью 1993 года Мкртчян последний раз вышел на сцену в спектакле «Жена пекаря».

"Танго нашего детства" (1984)

«Танго нашего детства» (1984)

В декабре 1993 Фрунзик повёз 21-летнего Вазгена на обследование во Францию. Там сказали, что наследственное заболевание сына неизлечимо. В Ереван он вернулся седой, как лунь, постарев лет на 20. Утром 29 декабря 1993 года Альберт заехал к Фрунзику домой, и застал его очень сильно пьяным. Альберт с трудом уложил брата спать, пообещав, что вечером вернётся. Когда он приехал, Фрунзе был уже несколько часов мёртв. Ему было 64 года. В последний день 1993 года со своим любимцем прощалась вся Армения. Спустя 5 лет умерла Нуне, в 2003-м – Вазген.