20 лучших российских фильмов за последние пять лет

Недавно отечественные кинематографисты вовсю праздновали день российского кино: за последние несколько лет, по вполне понятным и очевидным причинам, наше кинопроизводство претерпевало множество изменений, как внутренних, так и внешних. Но пока всё больше и больше сеансов выделяют очередным кино-сказкам и военным паразитированиям, на перифериях рынка продолжают находиться откровенные и очень личные эксперименты самых разных жанров, которые открыли узкому кругу зрителей новые перспективные имена. В сегодняшней статье поговорим о двадцати самых успешных и удачных отечественных фильмах за последние пять лет: от лирических драм и романов взросления, до фантасмагоричных блокбастеров и экзистенциальных притч. Приятного прочтения!

1. «1993»

Режиссёр: Александр Велединский («Живой», «Географ глобус пропил», «Обитель»)

Личное и глобальное, локальное и масштабное, романтическое и милитаристское одновременно. «1993» показывает портрет перестройки и смены эпохи не столько ярко и конъюнктурно, сколько откровенно и романтизированно. Пока громкие хлопки и удары из танков по Белому дому сотрясают землю, а русский народ жаждет перемен, на фоне разворачивается морально-этическое противостояние между супругами, занимающими определённую сторону напротив друг друга. И пускай Велединскому не хватает смелости закончить свою широкую и откровенную мысль максимально пафосно и сурово, «1993» не теряет за этим своего проникновенного погружения в ушедшую эпоху: когда внутри людей теплилась надежда на счастливое будущее, а члены гражданского общества России были настроены против не столько нового мирового порядка, сколько друг друга

-2

2. «Ада»

Режиссёр: Станислав Светлов («Два»)

Нежный, ласковый и тактильный роман взросления на улочках осенней России, очаровывающей зрительское внимание подобно самым культовым проектам Хаяо Миядзаки или Макото Синкая. Мир «Ады» гипертрофирован, лишён любых человеческих пороков и наивен до такой степени, что начинает походить на романтическую приторную сказку, оранжевый цвет в которой определяет ступень взросления двенадцатилетней протагонистки. Без лишней злободневной тематики, без выпирающих массовых недовольств, «Ада» легко и изящно проводит зрителя по золотым пейзажам и панорамам волшебной осени, где девочка по имени Ада узнаёт обо всех прелестях первой влюблённости, дружбы и взаимодоверия. Редкий представитель светлого и не обременённого лишним морализаторством отечественного фильма, главное звено в котором — обычная повседневность, сотканная из ярких красок

-3

3. «Дылда»

Режиссёр: Кантемир Балагов («Теснота»)

Послевоенная реинтеграция в общество, наполненное злобой, ненавистью к окружающим и страхом за своё будущее. «Дылда» раскрывает портрет прошедшего войну человека локальным и чуть ли не камерным способом: сталкивая лбами молодых бывших фронтовичек, Балагов ёмко и тесно сопоставляет сегодняшнюю реальность с событиями конца 1940-х. Как восстановить душу после таких серьёзных жизненных потрясений? Кантемир и не думает скрывать свой навязчивый оптимизм, несколько раз повторяя сквозь своих героев, что время всё ещё есть. Ведь каждый человек — это не безмолвный робот с отключённой душой, а индивидуальная личность, проходящая через собственные тернии страданий: и личного, и всеобщего характера

-4

4. «Здоровый человек»

Режиссёр: Пётр Тодоровский («Полёт»)

Поиски смысла бытия своего существования, спасение в дебрях своего разума, отказывающегося быть винтиком рутинной системы. «Здоровый человек» беседует со зрителем на такие простые и внятные, но одновременно с этим вечно актуальные и известные темы, обходясь при этом без лишних манипулятивных приёмов. Столкновение двух жизней, рабочей и личной, закрытой и свободной, сломленной и счастливой, через которое лирический герой Никиты Ефремова проходит с гордо поднятой головой. Одна из самых качественных, реалистичных и попросту лаконичных экзистенциальных притч на отечественном кино-рынке за последнее десятилетие

-5

5. «Казнь»

Режиссёр: Ладо Кватания (полнометражный дебют)

Как профессиональный клипмейкер, Кватания смог угадать настрой своего будущего полнометражного хита — реалистичного тру-крайма «Казнь», история которого вскрывает все пороки восходящей России начала 1990-х. Убийства, коррупция, превышение своих полномочий: съёмка на плёнку и многочисленные референсы в сторону «Воспоминаний об убийстве» Пона Джун-хо лишь доказывает окутавший героев «Казни» мрак, а длинные операторские пролёты и тёмная цветовая гамма — профессионализм Кватании, как полноценно дебютировавшего режиссёра. Классический тру-крайм, с яркой отечественной оболочкой и отточенной режиссурой: то, в чём данный жанр нуждался слишком долго

6. «Кентавр»

Режиссёр: Кирилл Кемниц («Блэкаут»)

Место действия — гигантских размеров столица, наполненная криминальными представителями разных каст и мастей; главные герои — двое потерянных: роковая эскортница и загадочный таксист, скрывающий некую ужасающую тайну. «Кентавр» возит своих зрителей по разнообразным потаённым демонам и тараканам героев Юры Борисова и Анастасии Талызиной, проникая в их воспалённые дебри разума. Отточенный, атмосферный и проникновенный нео-нуар в современном московском антураже, яркая оболочка которого, подобно самому городу, перекрывает всё немногословное внутреннее содержание

-7

7. «Китобой»

Режиссёр: Филипп Юрьев (полнометражный дебют)

На этот раз хтонь обволакивает в свои неуютные объятия восточную часть России: обычный чукотский парнишка скатывается в бездну прокрастинации, разделяя серый и бесперспективный мрак вместе с парочкой друзей по несчастью. Путешествие из России в Америку, попытка сбежать из рутинных оковов, освободиться из стальных цепей привязанности: «Китобой» полон морализаторских нравоучений, но от того не теряет своего умилительного шарма и особой контрастной атмосферы: там, где есть тьма, рано или поздно появится свет. Зло будет наказано, а разобраться в своих чувствах поможет не романтизированная «американская мечта», а душевная терапия

-8

8. «Контакты»

Режиссёр: Дмитрий Моисеев (полнометражный дебют)

Первые посмотревшие фильм журналисты называли «Контакты» отечественным ответом Нилу Бломкампу с его «Районом №9», но фильм Моисеева построен на несколько других фундаментальных вводных: в центре истории — освоение российской «глубинки» иноземными существами. Несчётное количество референсов и оммажей на самые популярные мировые сай-фай хиты, обрамлённые в тихую и скромную историю дружбы человека и пришельца. Никакой злобы, никаких морализаторских составляющих: лишь взгляд на серость угасающей человеческой цивилизации и тёплая надежда на счастливое будущее, поданная сквозь призму инопланетянина, символично названного Виталиком. Так и должно выглядеть новаторское кино о встрече двух рас в двадцать первом веке

-9

9. «Майор Гром: Чумной Доктор»

Режиссёр: Олег Трофим («Лёд»)

Взявшийся за адаптацию одноимённой линейки отечественных комиксов Bubble, Олег Трофим смог удержать бумажные и кинематографические этюды в одном русле, не допустив разрушения цепочки линейного повествования (в отличие от сиквела, сценарная фабула которого треснула уже в первом акте). «Чумной Доктор» аполитичен и одновременно с этим радикален, наивен и банален, но в то же время энергичен и бодр. Максимально аккуратный и точечный перенос самой известной комиксной арки про Игоря Грома, дополненный питерским колоритом, отечественным слэнгом и вывернутой наизнанку русской душой. Жаль лишь, что уже после «Чумного Доктора» продюсеры Bubble свернули куда-то не туда

-10

10. «Мастер и Маргарита»

Режиссёр: Михаил Локшин («Серебряные коньки»)

Важно отличать экранизации книг от их адаптаций: в первом случае авторы обязаны верно перенести колорит первоисточника на киноэкраны, сохранив его общий посыл и основной месседж, во втором же — цельной и не изменённой должна остаться лишь коренная фабула, на которой держится история. Новые «Мастер и Маргарита» идут по собственной дорожке, вдохновляясь фантасмагоричным потоком воображения Булгакова и выстраивая индивидуальный портрет футуристической Москвы. В свою очередь иронично, что порцию негодования от читателей (сегодня — от зрителей) по тем же самым причинам получил и оригинальный роман: как говорится, история циклична

-11

11. «Многоэтажка»

Режиссёр: Антон Маслов («Отель Элеон», «Вампиры средней полосы»)

Полноценный полнометражный дебют Маслова, для которого постановщик отошёл от комедийной фактуры. «Многоэтажка» — социальная драма про жителей обычного подъезда московского жилого дома, вступающих на порог войны из-за пропажи девочки-подростка непосредственно в четырёх стенах самого здания. Боль и ненависть, пропитанная бесперспективным взглядом на будущее, окутывает героев с ног до головы, пока отчаявшийся отец-одиночка бросает все возможные силы на поиски своей горячо любимой дочери. Обёртка банальной «социальщины», внутри которой раскрываются внутренности всех самых очевидных человеческих пороков

-12

12. «Надо снимать фильмы о любви»

Режиссёр: Роман Михайлов («Сказка для старых», «Отпуск в октябре», «Поедем с тобой в Макао»)

Самый необычный отечественный фильм за последние несколько лет, а может быть — и за всё десятилетие в целом. «Надо снимать фильмы о любви» — история внутри истории, мокьюментари-адвенчура про кино-съёмки на территории Индии, соединённая с мета-подачей через архаичный и драйвовый сценарий. Заложенные Михайловым мотивы и подтексты (при хронометраже лишь в 70 минут) можно и нужно разбирать ещё очень долго, пока «…фильмы о любви» остаются приземлённым и очень атмосферным путешествием в избранную культуру, эстетику и аутентичность восточной страны. Воспалённый и бессознательный поток воображения режиссёра или же структурированный бэд-трип, поглядывающий на соседних европейских представителей? Каждый может трактовать последний проект Ромы Михайлова по-своему: от того «Надо снимать фильмы о любви», через прозаичное название которого читается всё мировоззрение постановщика, закрепляют за собой звание главного российского открытия за последние года

-13

13. «Петровы в гриппе»

Режиссёр: Кирилл Серебренников («Изображая жертву», «Юрьев день», «Ученик», «Лето»)

Объединение древней мифологии и пессимистичного отечественного реализма: Серебренникову удалось сильнее прочих прочувствовать весь дух и романтику романа Алексея Сальникова, образовав вокруг него огромную высокоградусную семейную аллегорию, проходящую сквозь всё повествование картины. Невинные флэшбеки, воспроизводящиеся в сознании заболевшего гриппом протагониста, перекликаются с серой и унылой реальностью, удерживающий на балансе грань между миром живых и мёртвых. Русская хтонь перемножается на монохром и яркую цветовую гамму, создавая контраст между мраком и счастьем: в этом и заключается вся прелесть «Петровых в гриппе», размышляющих о важности и семьи, и любви, и самой жизни, как таковой

-14

14. «Поехавшая»

Режиссёр: Антон Маслов («Отель Элеон», «Вампиры средней полосы», «Многоэтажка»)

Пока за рубежом жанр роад-муви медленно вымирает, а новые ремесленники пытаются выдавливать последние соки из идей своих предшественников, в России дорога этого направления всё ещё остаётся не разведанной. Но «Поехавшая», кажется, убедила продюсеров в том, что роад-муви ещё далёк от своей гибели. Держащийся на одних лишь условностях и наивных действиях сценарий показывает необъятную глубь страны с максимально близкого и подробного ракурса: тёплый и приятный осадок, создавший впечатление объединённости невинной молодости и румяной старости. От мегаполиса до деревень, от городов-миллионников до самого края континента: «Поехавшая» и не думает сворачивать со своей дороги, оставляя напоследок лишь тёплый и приятный осадок

-15

15. «Свет»

Режиссёр: Антон Коломеец (полнометражный дебют)

Погружающаяся в ностальгию и счастливые воспоминания по румяной и беззаботной молодости героиня Елены Яковлевой сравнивает прошлое и настоящее, наивную юность и тяжёлое взросление. «Свет» пронизан авторским сравнением нескольких версий одной и той же героини: ощущение первой влюблённости, проверка дружбы и верности своим чувствам и идеалам, выживание в социуме. Локальное и камерное кино, раскрывшее извечно актуальную тему неравномерного сопоставления мечты и реальности. Визуализации старости через молодость и молодости — через старость

-16

16. «Семь чёрных бумаг»

Режиссёр: Анатолий Колиев (полнометражный дебют)

Современное военное кино отечественного производства может быть не только слащаво-патриотическим взглядом в сторону бесчеловечных событий восьмидесятилетней давности, но и духовно-разряжённой историей про падение оптимизма и надежд в гражданском обществе. Братья решают спрятать письма с так называемыми «похоронками» от подавленных родственников, но своими действиями лишь усугубляют настроение осетинского села. Исследование потаённых страхов человека, увидевшего бескомпромиссную и жестокую войну собственными глазами: в таком контексте «Семь чёрных бумаг» ярко выделяются на фоне остальных представителей жанра в России

-17

17. «Снегирь»

Режиссёр: Борис Хлебников («Аритмия»)

Классический роман взросления, поданный сквозь призму традиционного фильма-катастрофы, со всеми вытекающими из себя базовыми преимуществами и шаблонными шероховатостями. «Снегирь» настолько же динамичен и остр, насколько консервативен и либерален одновременно. Пущенное в штормовое море рыболовное судно откровенно сталкивается с природными катаклизмами, а отправившиеся на практику молодые студенты — с недоверием со стороны взрослых. В конечном счёте дружба побеждает любое зло, а смекалка — любое бедствие. Хлебникову удалось создать самую традиционную жанровую «катастрофу», объединённую с линией взросления безалаберных мальчишек. Что для отечественного рынка — очевидный прорыв

-18

18. «Сто лет тому вперёд»

Режиссёр: Александр Андрющенко («Ёлки», «Напарник»)

Осовременивание классических мотивов Киры Булычёва, вкупе с фантасмагоричным потоком воображения Андрющенко и безупречной работой художников-постановщиков с визуальной составляющей «Сто лет тому вперёд». Предсказуемая история про борьбу клишированного добра и банального зла нивелируется изящной подачей материала, вставками социальных мотивов про конфликт поколений и схваткой между будущим и прошлым (как в буквальном, так и в метафизическом смысле). Многочисленные референсы на самые яркие фантастические блокбастеры со всего мира — тому подтверждение. Пожалуй, именно за «Сто лет тому вперёд» можно закрепить плашку самого оригинального, беспризорного и отточенного российского блокбастера за первую половину этого десятилетия

-19

19. «Страсти по Матвею»

Режиссёр: Сергей Ильин (полнометражный дебют)

Отдалённость сплошной показухи от настоящей веры, которая противопоставляется мирным и гуманистическим ценностям молодой художницы, как искусство противопоставляется вере, а провокации — невинной чистоте. «Страсти по Матвею» объединяют два несчастья, сломленного алтарника и потерянную творческую девушку, после чего проводят новый дуэт по всем православным убранствам, параллельно высмеивая настырность и падая на колени пред мировой невинностью религии. А что на самом деле есть Бог — ответит индивидуально уже каждый

-20

20. «Фрау»

Режиссёр: Любовь Мульменко («Дунай»)

Романтический фильм без тривиальной романтики, как таковой: «Фрау» показывает нестандартную и запутанную систему отношений между обычной местной девушкой, медленно «выгорающей» из-за комплексов внутренней неполноценности, и возомнившим себя средневековым рыцарем парнишкой, кидающимся в объятия нового объекта обожания. «Фрау» настолько меланхолична и отточена, что ей хочется простить все немногочисленные шероховатости: клише всего жанра обыгрываются в едко-иронической форме, а блестящая драматургия (режиссёрка Любовь Мульменко — в первую очередь профессиональная сценаристка, приложившая руку и к тексту «Фрау») перекрывает любые затянутые линии с откровенным раскрытием бытовой рутины

-21

Подпишитесь на канал,